Целью настоящей статьи является рассмотрение милитаризации космоса как непрерывно происходящего процесса от «первой космической гонки» до настоящего времени и возможных путей ограничения международной военно-политической напряжённости в области освоения космоса. Большое внимание в статье уделяется военным космическим программам и типам космического оружия, развиваемым в разных странах, в первую очередь в США и России. Применение хронологического метода и метода системного анализа позволяет установить преемственную связь развивающихся в настоящее время космических систем военного назначения, в том числе систем, испытываемых новыми участниками процесса освоения космического пространства (Китай, Индия). В статье рассматривается связь между нормативно-правовыми документами по космосу времён холодной войны и международными договорами по ограничению ядерного вооружения, анализируются основные подходы по ограничению развёртывания военной деятельности в космическом пространстве и даётся оценка возможному их применению. По мнению автора, на основании проведения испытаний Россией ракеты «Сармат» и объявления моратория США на испытание противоспутникового оружия идея воплощения в жизнь «Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве» представляется заслуживающей внимания. При этом одно лишь создание системы космической ситуационной осведомлённости, по мнению автора, является недостаточным. Вместе с тем американский мораторий 2022 г. на испытание противоспутникового оружия представляется одним из элементов американской политики, нацеленной не только на демонстрацию собственных технических возможностей, но и на установление ограничительных линий для военной деятельности в космосе.
Целью настоящей статьи является сравнительный анализ работы, осуществляющейся ведущими странами в ООН и ШОС по вопросам международной информационной безопасности (МИБ). Деятельность ООН в сфере МИБ раскрывается в рабочих форматах ГПЭ и РГОС. Авторы показывают, что, российская сторона переходит от цели установления международного режима нераспространения информационного оружия к созданию международного режима неприменения информационного оружия на критически важные инфраструктуры. В статье отмечается, что западный подход эволюционировал от признания отсутствия необходимости создания дополнительных норм к нормам международного права и необходимости разработки международного универсального, юридически обязывающего документа к прямо противоположным задачам. На основе выделенных направлений сравнения работы ООН и ШОС авторы приходят к выводу, что в отличии от ООН, в ШОС проблема МИБ решается оперативно и последовательно через несколько форм взаимодействия (не менее четырѐх): подписание международных документов, создание и развитие региональных институтов борьбы с киберугрозами и т.д. На уровне ООН работа происходит лишь по двум направлениям, что требует совершенствования и расширения данных направлений.