Работы автора

О ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРАХ РОССИЙСКОЙ ВЕРСИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (2024)

В статье предлагается несколько идей, составляющих идеологические, правовые, этические предпосылки, оказывающие, на взгляд автора, значимое влияние на форматирование и переформатирование конструкции прав человека в современной российской версии. В качестве демонстрационных образцов результатов данного воздействия используются нормативные и правоприменительные решения преимущественно из сферы семьи и труда, включая их доктринальное толкование. Среди таковых ориентиров - идеи о национальной суверенизации подходов к правам человека, конституционно-судебное их толкование на основе усмотрения, «взвешивания» публичных и частных интересов, а также и собственно равнозначных прав и свобод; об усилении роли конструкции обязанности; тонком взаимодействии формально-юридических, этических и религиозных начал.

Издание: ВЕСТНИК ЯРОСЛАВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. П. Г. ДЕМИДОВА. СЕРИЯ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: Том 18. № 2 (68) (2024)
Автор(ы): ТАРУСИНА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА
Сохранить в закладках
ОЧЕРКИ О ЖЕНСКОЙ И МУЖСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ В РОССИЙСКИХ ИНСТИТУТАХ СУПРУЖЕСТВА И РОДИТЕЛЬСТВА (ДО СЕРЕДИНЫ XIX В.) (2024)

В статье выявляются, систематизируются и анализируются образцы правового и в целом социального неравенства женщины (относительно статуса мужчины - отца и мужа) в период, предшествовавший созданию явных предпосылок ее эмансипации, в том числе и до октябрьской революции 1917 года. При этом демонстрируются элементы женской активности в семейных отношениях и отношениях гражданского оборота, что, на наш взгляд, в лучшую сторону отличает российскую ситуацию от западных вариаций аналогичного периода. Авторами выстраивается представление о противоречивом взаимодействии женской и мужской ментальности в семейно-правовых и смежных с ними институтах: власть мужа и отца, будучи близкой к абсолютной, поддерживаемая правом, церковью и обычаем, даже и в исследуемую эпоху предполагала ограничения и не исключала некоторой свободы воли женщины. Это, наряду с политическими и экономическими факторами более позднего времени, составило предпосылку для динамичной эволюции женской эмансипации.

Издание: ВЕСТНИК ЯРОСЛАВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. П. Г. ДЕМИДОВА. СЕРИЯ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: Том 18. № 3 (69) (2024)
Автор(ы): ТАРУСИНА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА, Федотов Артем Игоревич
Сохранить в закладках
РЕБЕНОК КАК СУБЪЕКТ СЕМЕЙНОГО ПРАВА: ОТ ПАССИВНОГО ДО ПАССИОНАРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ВОЗМОЖНОГО И ДОЛЖНОГО (2024)

В статье рассматриваются элементы семейно-правового статуса ребенка: момент «запуска» его правоспособности, дееспособность в качестве динамической составляющей правосубъектности и предпосылки, во многом предопределяющей особенности семейно-правового статуса, конструкция детских обязанностей. Предлагаются варианты корректировки определения понятия «ребенок». Фиксируются и демонстрируются элементы «квазиправоспособности» неродившегося ребенка. Анализируются варианты межотраслевого взаимодействия конструкции дееспособности ребенка, включая коллизии между отраслями законодательства, а также не всегда обоснованную дифференциацию юридических возможностей ребенка в зависимости от его возраста. Обращается внимание на полное игнорирование в семейном законе конструкции детских обязанностей, которая косвенным или непосредственным образом закреплена в ряде отраслей российского законодательства (об образовании, труде, административной и уголовной ответственности), а также и в зарубежном праве.

Издание: ДЕМИДОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: Том 14. № 2 (2024)
Автор(ы): ТАРУСИНА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА
Сохранить в закладках
О ПРАВЕ РЕБЕНКА НА ОБРАЗОВАНИЕ: КЛАССИКА И СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ (2024)

В статье рассматриваются вопросы соотношения права ребенка на воспитание и образование во взаимодействии с соответствующими правами и обязанностями его родителей и других законных воспитателей. Дается характеристика элементов содержания права на образование, конкретизируются наиболее актуальные из них - выбор образовательного учреждения, индивидуальное обучение, безопасность образовательной среды и др. Анализируется конструкция обязанностей ребенка в образовательной сфере в сравнении с семейным законодательством, в котором она отсутствует, хотя и подразумевается через право родителей на воспитание и образование ребенка.

Издание: ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРАВО
Выпуск: № 1 (77) (2024)
Автор(ы): ТАРУСИНА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА, СОЧНЕВА ОЛЬГА ИГОРЕВНА
Сохранить в закладках