Введение. Систему ценностных ориентаций личности считают основной детерминантой процессов социально-психологической адаптации. Ценностная структура оказывает существенное влияние как на развитие и становление личности, так и на регуляцию ее самосознания, когнитивно-эмоциональной сферы и поведения. В подростковом возрасте возникает максимальное напряжение адаптационных процессов и проявляется наиболее выраженная интолерантность к негативным средовым воздействиям. В связи с этим анализ ценностно-интенциональных механизмов и стратегий социально-психологической адаптации в этом возрасте представляется актуальным.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 300 мальчиков и девочек раннего подросткового возраста, у которых с применением уточненной методики Ш. Шварца и опросника К. Роджерса и Р. Даймонд «Социально-психологическая адаптация» оценивали систему ценностных ориентаций и уровень адаптированности. Статистическая обработка материалов включала расчет U-критерия Манна-Уитни и дискриминантный анализ (пошаговый метод Уилкса).
Результаты исследования. Исследована система ценностных ориентаций (включает 19 параметров) и уровень социальной адаптированности подростков. С применением статистических процедур выделены респонденты с высоким и низким уровнями адаптированности. Осуществлено сравнение ценностных показателей как между респондентами с разной степенью адаптированности, так и между подростками разных гендеров. Рассчитаны обладающие высокой дискриминативной способностью канонические функции, позволяющие с использованием аксиологических переменных разделить респондентов по степени их социальной адаптированности.
Обсуждение и заключение. Показано, что эффективность процессов социальной адаптации подростков улучшается по мере возрастания степени дифференцированности ценностных ориентаций, проявляющейся увеличением «разброса» их позиций в «поле» ценностного сознания. Установлено, что важнейшими факторами успешной социальной адаптации подростков являются доминирование основных группоцентрических ценностных ориентаций и уменьшение роли эгоцентрических интенций. Выявлена амбивалентность влияния на адаптированность гедонистической интенции, возрастание значимости которой в сочетании с доминированием группоцентрических ценностей способствует успешной социальной адаптации, а в сочетании с доминирующей позицией эгоцентрических ценностей становится фактором низкой толерантности к социальной фрустрации. Установлено дезадаптирующее влияние на процессы социальной адаптации ценностных ориентаций «репутация» (у мальчиков) и «самостоятельность» (у девочек). Выявлена ведущая роль группоцентрических ценностей в дискриминации адаптированности подростков.
Социально-психологическая адаптация является важнейшей составляющей успешности человека в различных видах деятельности. Система ценностных ориентаций и направленность личности в настоящее время рассматриваются в качестве центральных (базовых) элементов, детерминирующих эффективность социально-психологической адаптации. В этой связи особую актуальность приобретают исследования ценностных факторов социально-психологической адаптации в подростковом возрасте, которая большинством авторов расценивается как наиболее сложный и противоречивый этап становления личности. Приводятся результаты эмпирического исследования, цель которого состояла в анализе детерминирующей роли системы ценностных ориентаций в успешности социально-психологической адаптации мальчиков и девочек младшего подросткового возраста.