Целью исследования стало выявление особенностей представлений младших подростков с врожденными нарушениями опорно-двигательного аппарата о своем профессиональном будущем. В исследовании приняли участие 58 подростков 11 – 13 лет с легкой степенью церебрального паралича, обучающиеся в общеобразовательных организациях в условиях инклюзии. Контрольную группу составили такое же количество подростков того же возраста и пола, но не имеющих нарушений опорно-двигательного аппарата. Был проведен сравнительный анализ показателей, полученных с помощью методик «Кто Я?», «Кто Я через 5 – 10 лет?», «Профиль» и «Матрица выбора профессий». Выявлены статистически значимые различия между группами в показателях значимости профессиональной составляющей в общей системе представлений о своем будущем (p < 0,01), количества профессиональных интересов (p < 0,001), степени реальности и адекватности профессиональных намерений (p < 0,001). На основании проведенного исследования, делается вывод о том, что компенсаторно-фантастические представления многих подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата о своем профессиональном будущем сочетаются с отсутствием в их сознании профессиональной составляющей Я-концепции, с несформированностью потребности в профессиональном выборе, включении профессии в общую картину их жизни. Результаты исследования позволяют говорить о том, что психологическое сопровождение профессионально-личностного развития подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата должно быть ориентировано на развитие у них потребности в трудовой и профессиональной деятельности, осознание важности правильного и адекватного профессионального выбора.
Исследован уровень готовности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к профессионально-личностному самоопределению, степень выраженности статусов их профессиональной идентичности, особенности образовательных сред школ, преобладающий стиль педагогического общения и уровень развития у обучающихся и учителей мотивации достижения. Установлено, что формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья готовности к профессионально-личностному самоопределению возможно при условии создания в инклюзивной школе проблемно-насыщенной образовательной среды за счет интеграции диалогового стиля педагогического взаимодействия и организации профессионально-ориентированных эмоционально значимых образовательных событий, участие в которых способствует свободному проявлению индивидуально-психологических особенностей личности каждого субъекта инклюзивного образования и формированию у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья первичного профессионального опыта.