Исследован уровень готовности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к профессионально-личностному самоопределению, степень выраженности статусов их профессиональной идентичности, особенности образовательных сред школ, преобладающий стиль педагогического общения и уровень развития у обучающихся и учителей мотивации достижения. Установлено, что формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья готовности к профессионально-личностному самоопределению возможно при условии создания в инклюзивной школе проблемно-насыщенной образовательной среды за счет интеграции диалогового стиля педагогического взаимодействия и организации профессионально-ориентированных эмоционально значимых образовательных событий, участие в которых способствует свободному проявлению индивидуально-психологических особенностей личности каждого субъекта инклюзивного образования и формированию у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья первичного профессионального опыта.