Статья посвящена изучению понятия «инновационный стартап» как особенному явлению современyой российской и мировой экономики. Термин «стартап» обычно ассоциируется с новым предпринимательским проектом, впервые он использовался в США в 30-е годы прошлого века. Автор предполагает, что для правильного понимания инновационных стартапов необходимо изучить определения данного термина в трактовке отечественных и зарубежных исследователей, выделяя ключевые признаки, характерные для рассматриваемой экономической категории, а также рассмотреть процесс создания успешного стартапа в инновационной сфере с точки зрения последовательности этапов, отличающейся от последовательности развития обычной предпринимательской единицы. Также автор предполагает рассмотреть варианты генезиса инновационных стартапов.
Материалы и методы. Данное научное исследование основано на морфологическом анализе определений стартапа, приводимых современными отечественными и зарубежными специалистами в научных публикациях, на основе чего автор формулирует собственное определение и выделяет наиболее существенные для понимания стартапа, как экономической категории, признаки. Также в статье рассматриваются этапы жизненного цикла современного инновационного стартапа, что позволяет лучше понять признак временности явления стартапа в существовании новой предпринимательской организации. На основе сопоставления вариантов появления бизнес-идеи стартапа и формирования команды проекта автором выделяются различные стратегии создания со-временного инновационного стартапа.
Полученные результаты. В статье выполнен аналитический обзор мнений современных специалистов по инновационному предпринимательству по вопросу определения термина «стартап», предложена авторская трактовка данного понятия, отличающаяся синтезом наиболее характерных признаков рассматриваемой экономической категории. Также автором разработана последовательность этапов жизненного цикла успешного предпринимательского проекта, основанного на инновационной бизнес-идее, среди которых ряд этапов совпадают с этапами жизни инновационного стартапа. Идентифицированы варианты стратегий создания современного инновационного стартапа.
Заключение. Выполненное исследование носит теоретический характер, оно позволяет лучше понять, что та-кое современный инновационный стартап, как явление инновационной экономики современной России. На взгляд автора, данная статья может внести определённый вклад в становление отечественной теории инновационного предпринимательства, которая не должна быть основана на слепом дублировании зарубежных подходов к развитию предпринимательства и инноваций, а предполагает создание российской научной школы, обладаю-щей собственным инструментарием, учитывающим задачи и условия современной экономики нашей страны.