Чувствительность к другому человеку выступает одной из важнейших личностно-профессиональных компетенций студентов психолого-педагогических направлений подготовки. В соответствии с этим особую актуальность приобретает проблема изучения факторов, определяющих чувствительность к человеку. В ходе эмпирического исследования установлено, что наряду с чувствительным типом (где все компоненты чувствительности проявляются на высоком уровне) чаще других у студентов психолого-педагогических направлений подготовки встречаются эмоционально-альтруистический тип, который свидетельствует о недостаточном развитии интереса к другому и понимании человека, а также интуитивный тип, который связан со сложностями в понимании внутреннего мира другого. Кроме того, нередко проявляется и нечувствительный тип, представители которого демонстрируют недостаточный уровень сформированности всех компонентов чувствительности к человеку. Полученные результаты могут быть использованы при организации учебно-воспитательной работы в вузе, а также в процессе разработки специальных программ по формированию чувствительности к другому человеку у будущих педагогов и психологов.
Современный образовательный процесс в высшем учебном заведении должен иметь личностно-профессиональную направленность. Развитие личностно-профессиональных компетенций, необходимых будущим педагогам и психологам, - важнейшая задача подготовки специалистов в этой области. Чувствительность к другому человеку является одной из таких компетенций. В теоретической части проводится анализ понятия «чувствительность к человеку», раскрывается структура данного понятия и описываются компоненты чувствительности к другому, такие как интерес к человеку, эмпатия, понимание и помощь. Цель эмпирического исследования - выявить динамику чувствительности к человеку у студентов психолого-педагогических направлений подготовки. Всего в исследовании приняло участие 163 студента психолого-педагогических направлений подготовки Череповецкого государственного университета (с 1-го по 5-й курс). В результате было установлено, что уровень чувствительности к человеку у студентов психолого-педагогических направлений подготовки довольно высок, некоторое ее снижение происходит лишь на втором-третьем курсе. Наиболее выраженными параметрами чувствительности у студентов всех курсов являются эмпатия и помощь. В меньшей степени у студентов проявляется интерес к человеку и понимание человека. Научная новизна работы заключается в том, что представлен анализ динамики чувствительности у студентов психолого-педагогических направлений подготовки, выявлены «проблемные» зоны при ее формировании на разных этапах обучения в вузе. Полученные данные показывают важность целенаправленного формирования чувствительности к человеку у студентов психолого-педагогических направлений подготовки как в рамках учебных занятий, так и во внеучебной деятельности.