В статье рассматривается конфессиональный и социальный состав училищ и гимназий в г. Ростов-на-Дону в начале ХХ в. в условиях начала мировой войны. Оценивается динамика изменений состава учеников, религиозных групп, социальных категорий населения на основе статистической информации на примере двух учебных заведений. Сделаны выводы о степени отражения общих процессов социальной динамики в обществе на Юге России в военные годы. Выделены регионы миграции на Юг России из других регионов мира, особенности социального и конфесионального состава Донского края как зоны пограничного и транзитного движения социальных потоков. Проведен статистический подсчет состава контингента обучающихся и проанализированы особенности функционирования образовательной системы и ее влияния на развитие общества в этот период. Уделено внимание тематике представленности казачества, мещанства, дворянства в системе среднего образования. Сделан вывод об особенностях отражения в работе образовательных учреждений ограничений для евреев в рамках соблюдения черты еврейской оседлости до 1915 г. Статистически зафиксировано нарушение соблюдения норм квотирования для иудеев в 1915 г.