На примере Парламентской ассамблеи Совета Европы авторы рассмотрели вопрос о степени его беспристрастности в структуре международной межправительственной организации. Это актуально не только в контексте соблюдения государствами – участниками Конвенции защиты прав и основных свобод 1950 г. и осуществления полномочий мониторинга со стороны Европейского суда по правам человека, но и в деятельности других международных межправительственных объединений и интеграций.
Авторы указывают на проблемы концептуального и нормативного характера Марракешского договора о миграции, что предопределило декларативность его многих положений и, следовательно, его неэффективность. Марракешский договор – это важный шаг к началу международного сотрудничества государств в урегулировании нелегальной миграции.
В статье предпринята попытка осуществить международно-правовое измерение БРИКС при помощи сравнительного анализа на примерах ООН и БРИКС, БРИКС и G7, G20. Автором выделены отличительные черты БРИКС, которые делают данное международное образование привлекательным и перспективным в условиях деградации существующих международных институтов глобального управления.
Введение: в статье изучается история формирования и компетенции объединений региональной экономической интеграции после Второй мировой войны. Приведен анализ интеграционных процессов, имевших место в контексте текущего состояния мировой экономики. Поднимается вопрос жизнеспособности тех моделей интеграционных объединений, которые до сих пор используются представителями запада в противопоставлении предлагаемой Россией модели. Целью представленного исследования является анализ состояния европейской системы экономической интеграции со сравнительным анализом моделей интеграционных объединений и установление характеристик и тенденций развития таких моделей, а также определение роли и места России в интеграционных объединениях.
Методы: статья подготовлена с использованием методов научного познания, главным образом метода системного анализа, сравнительно-правового и исторического методов.
ВВЕДЕНИЕ. Предметом настоящего исследования являются достижения (результаты) технологий, а точнее – продукты с искусственным интеллектом (ИИ) (интеллектуальная машина; интеллектуальная компьютерная программа и др.) и их влияние на реализацию прав человека через призму человеческого разума и в контексте международно-правового измерения, включая правозащитное измерение.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Научное исследование основано на работах как российских, так и зарубежных специалистов в области права, международного права, международного права прав человека, а также специалистов в области регулирования и использования продуктов искусственного интеллекта. Проанализированы документы и материалы международных организаций, прежде всего Организации Объединенных Наций (ООН), а также национальные правовые акты Российской Федерации. При подготовке исследования использовались общенаучные, сравнительно-правовые и специально-юридические методы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В рамках проведенного исследования авторы погружаются в понятие самого термина «искусственный интеллект» и приходят к выводу, что несмотря на его широкое использование специалистами в различных областях, единого определения этого термина на данный момент не существует. Авторы проанализировали национальную правовую базу Российской Федерации, прямо или косвенно регулирующую использование продуктов ИИ, а также международно-правовые достижения в регулировании данной сферы (прежде всего на универсальном (ООН) и интеграционном (Европейский союз) уровнях), уделив особое внимание реализации и соблюдению прав и свобод человека.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Авторы пришли к выводу, что природа влияния ИИ на реализацию прав человека двойственна. Уже на начальном этапе определения правового режима разработки и использования продуктов ИИ закладываются слабые механизмы контроля и ответственности в этой сфере. Возникает вопрос: какой правовой режим предпочтительнее для государств, чьи корпорации лидируют в разработке продуктов ИИ. Несмотря на существующие международные механизмы правового регулирования, эта защита все еще недостаточна.