Целью исследования являлось изучение показателей кардиоваскулярной и вегетативной адаптации курсантов Института гражданской авиации к разным типам локомоторной двигательной активности. Материал и методы. Выполнена оценка частоты сердечных сокращений, артериального давления, кардиоваскулярных индексов у 96 здоровых курсантов, разделенных на четыре группы согласно типу их локомоторной двигательной активности. Также проведена оценка вариабельности ритма сердца методом кардиоинтервалографии с анализом индексов М.Р. Баевского. Результаты и их обсуждение. Анализ кардиоваскулярных показателей и показателей вариабельности сердечного ритма как в фоновом состоянии, так и в ответ на активную ортостатическую пробу выявил увеличение адаптационного резерва в ряду «незанимающиеся» – «самозанимающиеся» – «игровые виды спорта» – «циклические виды спорта». Установлено, что большей парасимпатической активностью и ее влиянием на сердечный ритм, как в состоянии покоя, так и при ответе на ортостатическую нагрузку, обладают курсанты, занимающиеся циклическими видами спорта, что отражает более глубокую степень их адаптированности к физической и учебной нагрузке. Полученные данные указывают на проявление общей стратегии структурно- функциональной перестройки регуляторных систем организма, направленной на формирование оптимальных компенсаторно-приспособительных перестроек гемодинамики.
Введение. Обучение в вузе является значимой деятельностью для молодежи. Отмечается снижение двигательной активности и повышение тревожности из-за необходимости освоения большого объема учебного материала.
Методология. Показаны различия уровня двигательной активности, показателей мотивации к успеху и ситуативной и личностной тревожности девушек-курсантов.
Заключение. Исследование показало, что у курсантов отмечается снижение двигательной активности с 1 по 4 курс. Личностная тревожность остается высокой на всех курсах.
Введение. Своевременное принятие безопасного решения является важным профессиональным качеством для пилота. Цель работы - выявить различия психофизиологических качеств у курсантов-спортсменов (футболистов) и курсантов дополнительно, не занимающихся физической культурой. Методология. Показаны различия психофизиологических качеств у курсантов-пилотов, занимающихся игровыми видами спорта (футбол) и не занимающихся физической культурой дополнительно.
Заключение. Исследование показало, что у курсантов-футболистов гораздо ниже число пропусков и ложных реакций, что существенно повышает коэффициент точности Уиппла, что, в свою очередь, повысит безопасность полетов.