В статье рассматривается одно терминологическое различение, сопряжённое с переосмыслением концепции материи у Иоанна Филопона в его трактате De aeternitate mundi contra Proclum. Автор показывает на конкретных текстологических примерах, что употребление понятий ὕπαρξις и ὑπόστασις у Иоанна Филопона, при всей их близости, всё же различно и каждое понятие имеет вполне конкретное онтологическое означаемое и соответствующий фокус означения. Чёткое различение сфер употребления этих понятий проливает свет на онтологический статус материи. Переопределение materia prima является главной темой одиннадцатой книги трактата Contra Proclum. Статья показывает, как указанное терминологическое различие связано с различием онтологическим, индуцированным новой концепцией материи у Иоанна Филопона.
В данной статье представлен один из аспектов анализа нового понятия материи, введённого александрийским учёным неоплатоником и видным христианским писателем Иоанном Филопоном (VI век н. э.) в трактате De aeternitate mundi contra Proclum (ок. 529 года). Цель общего анализа понятия материи: выявить те конкретные физические спецификации, которыми наделяется первоматерия у Филопона, и сопоставить их с классическим понятием о materia prima, имевшем употребление в ортодоксальных подразделениях позднеантичного неоплатонизма (в первую очередь в его прокловском изводе). Автор показывает, что новая концепция материи сопряжена с рядом нетривиальных определённостей – а именно таким образом, что первая материя более не является абсолютно неопределённым подлежащим всего физически сущего: её неопределённость существенно ограничена. В частности, материя больше не является абсолютной потенциальностью – что в известной степени означает разрыв с аристотелевской традицией, как в физике, так и в метафизике. Этот аспект концепции Филопона был весьма мало освящён, если был вообще, в зарубежных исследованиях, отечественные же исследования малочисленны и обращаются к теме материи Филопона лишь в общем. Наряду с осуществлением этой общей задачи в статье также проясняется точная иерархическая структура физической реальности, индуцированная по-новому разработанной концепцией материи. Переопределение такого фундаментального понятия, как первоматерия, не является одной лишь отвлечённой абстракцией, но имеет существенные следствия для структуры физического мира, детали которой проясняются в ходе текстологического исследования.