Работы автора

ЖИВОПИСЬ Д.Г. РОССЕТТИ И Р. МАГРИТТА КАК РЕПРЕЗЕНТАНТ ТЕМЫ ИНОГО-Я (2022)

В статье представлена попытка проанализировать картины двух зарубежных художников - идеолога течения прерафаэлитов Д.Г. Россетти и сюрреалиста Р. Магритта на репрезентацию в них идей двойничества. Картина Данте Габриэля Россетти «Как они встретили самих себя» рассмотрена в контексте концепции воспоминания о собственной сотворенности философа-диалогиста Ф. Эбнера. Произведение прерафаэлита наполнено атмосферой опустошенности, обреченности, оторванности человека от Бога, оно иллюстрирует переход от «одиночества Я», «лишенности Ты» к обретению Бога в Диалоге. Сюрреалистические картины Рене Магритта освещены с позиции психоанализа (Ж. Лакан, М. Долар), в них двойник выступает в качестве утраты полноты бытия, утраты себя, в качестве совпадения между воображаемым и реальным, которое вызывает страх, выраженный в сверхприсутствии, в угрожающей близости, в нехватке самой нехватки. Было установлено, что, несмотря на то что феномен иного-Я находит отражение во всех культурных срезах и во всех направлениях искусства, в живописи он выражен наиболее артикулированно, наиболее интимно и в то же время завуалированно, так как в живописи мы видим проекцию бессознательного.

Издание: ЖИВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: № 1 (33), Том 9 (2022)
Автор(ы): БОЛЬШАКОВА АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА
Сохранить в закладках
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМОРФОЗ ЦИФРОВОГО МИРА: ОТ КОНСТАТАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ К ЦЕННОСТЯМ БЕЗ КОНСТАТАЦИИ (2024)

Цель данного исследования – попытка визуализировать ценностную топографию (ценностный ландшафт) мира виртуального/цифрового, мира без «центра притяжения», а посему децентрирующего привычные ценностные иерархии. Научная новизна работы заключается в том, что нами предложена новая «оптика», позволяющая представить ценности как феномен анаморфического порядка. В качестве своеобразной методологической метафоры (инструмента) нами была использована картина «Послы» Ганса Гольбейна-младшего с ее допустимым двухактным композиционным решением, дающим возможность рассмотреть ее (а также ценности/смыслы) последовательно в двух измерениях. Первый акт возможен как модель интерпретации мира классических ценностных иерархий, второй же, в свою очередь, анаморфически трансформирующий точку взгляда, перемещает нас в сферу ценностей «неклассических», инфицированных постмодернистской культурой – ценностей, существующих в своем неконститутивном виде в мире цифры. В результате были сделаны следующие выводы: традиционный тип морали формирует индивидуальную этику, декларирующую негативный, «запретительный» образ человека самоограничивающего. В традиционном обществе ценности констатируются в своей прямолинейности и иерархичности, в то время как в обществе постмодерна они выступают в качестве текучих, избегающих любых детерминаций, констатаций (стигматизаций) – и виртуальное пространство не освобождает от ответственности, как это может показаться на первый взгляд, напротив, оно усиливает степень ответственности, подчеркивая ее направленность на человека. Анаморфическое пространство цифрового мира усугубляет вовлеченность субъекта в топологическую игру (за обретение собственной пространственности), синонимичную игре с Ничто, что делает допустимым рассмотрение Я в качестве иррационального, ничем не детерминированного продукта игры.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ ВЕДОМОСТИ ТГПУ ИМ. Л.Н. ТОЛСТОГО
Выпуск: № 1 (49) (2024)
Автор(ы): КАШИРИН АЛЕКСАНДР ЮРЬЕВИЧ, БОЛЬШАКОВА АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА
Сохранить в закладках