В статье рассматривается размер жалованья чинов городской и уездной полиции в белорусских губерниях в правление императора Николая I. Показывается, что повышение жалованья произошло лишь в 1835 г., причем эта мера имела запоздавший характер и только частично улучшила материальное положение чиновников. Относительно низкий размер денежного содержания затруднял кадровую политику и способствовал развитию коррупционных проявлений среди полицейских чинов. Следует отметить, что, несмотря на отдельные инициативы местной администрации, размер жалованья чинов полиции специально не повышался для белорусских губерний. Исключением стали меры по увеличенным выплатам для чинов полиции в Виленской, Гродненской и Минской губерниях после польского восстания 1830-1831 гг., но преобразование земской полиции в 1837 г. нивелировало эти временные привилегии. В начале 50-х годов XIX в. в официальных отчетах и рапортах генерал-губернаторов и начальников губерний вновь появляется тема ограниченности средств чинов полиции. В свою очередь подчиненные уездной полиции нижние чины сельской полиции либо исполняли свои обязанности в порядке повинности, либо получали от населения регулируемое лишь обычаем вознаграждение.
В статье показывается, что с 1853 по 1868 г. комплектование полицейских команд осуществлялось путем перевода из военных подразделений. С 1868 по 1873 г. комплектование начинает переводиться на вольный найм, а с 1873 г. рядовой состав полицейских команд формировался только из вольнонаемных.
В течение всего периода качество личного состава было неудовлетворительным.
Военнослужащие из числа нижних чинов Корпуса внутренней стражи, местных войск по своим деловым качествам и состоянию здоровья были в большинстве не готовы к полицейской службе.
В свою очередь в силу низкого денежного содержания местные власти не могли нанять на службу в полицию грамотных, исполнительных и дисциплинированных нижних чинов.
Следует отметить, что после расформирования Корпуса внутренней стражи комплектование осуществлялось преимущественно из числа местных уроженцев, которые переводились из резервных батальонов.
При комплектовании вольным наймом ограничений для местных уроженцев в белорусских губерниях не применялось.