Проведен анализ данных по содержанию 10 химических элементов в природных водах Забайкальского края. В момент отбора вод измерялся окислительно-восстановительный потенциал и водородный показатель потенциометрическим методом. Определение концентрации элементов проводили без предварительной пробоподготовки с помощью неразрушающего физического метода - рентгенофлуоресцентного анализа с полным внешним отражением на спектрометре S2 Picofox (Bruker Nano GmbH, Германия) с использованием внутреннего стандарта - ионов германия. По величинам среднего содержания элементов с переменной валентностью (Cr, Mn, Fe, Cu, Se и As) был рассчитан риск развития окислительного стресса в физиологических условиях. В результате выявлено, что большинство проб воды имели удовлетворительное качество и соответствовали санитарно-гигиеническим нормативам, однако реки и ручьи в техногенно-нарушенных ландшафтах города Читы, села Акатуй, а также подземные воды посёлка Кличка характеризовались высокими концентрациями цинка, мышьяка, железа, марганца и стронция, что, вероятно, обусловлено как процессами загрязнения окружающей среды, так и природными геохимическим факторами. Выявлены отличия по содержанию химических элементов в водах крупных рек по сравнению с другими источниками, в том числе значительное превышение уровня железа в сравнении с ПДК, особенно в окрестностях города. Величина риска развития окислительного стресса охарактеризовала поверхностные воды водоёмов в окрестностях города Чита как наиболее опасные за счёт высоких концентраций Fe, Mn и Cu. Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Творчество дальневосточного композитора А. В. Новикова отразило тенденцию необарокко. Целью настоящей работы является исследование жанровых, интонационно-стилевых, композиционных черт его симфонических произведений: Концерта “Viva la academia” и Кончертино «Послесловие».
В задачи входит набледение за ассимиляцией барочной традиции, преобразованиями интонационных, жанровых и композиционных прототипов.
Выявлены особенности преломления музыкальной риторики, жанрового и структурного синтеза.
Сравнение показало, что сжатию барочного концертного цикла до одночастности сопутствовало включение новых принципов формообразования.
Очертания инвенции и концертной формы индивидуализированы посредством черт крещендирующей и сонатной форм, соответственно.
В Концерте это приводит к структурной модификации.
В ярком сопоставлении аффектов Кончертино просматривается логика слитной сюиты и французской увертюры, что ближе принципу композиционной деконструкции.
«Отсвет» стиля старинной музыки ощущается во введении модальных закономерностей в тональный и полифонический контекст, который усложнён в переосмыслении
художника XX в., а также в приёмах концертирования.
Авторская интерпретация барочной стилистики напоминает о реконструкции (Концерт) и деконструкции (Кончертино) семантики ушедшей эпохи, обогащённой аллюзиями
монументального генделевского и романтического стиля.
Функции старинных моделей, интересовавших композитора как средство получения новых тенденций смыслообразования, как выражение культа новаторства барокко и современности, в преподнесении А. Новикова расширены и направлены на цели художественной коммуникации высокого искусства со слушателем.