В статье на основе собранного в селениях Гумбетовского и Казбековского районов Дагестана полевого материала и литературных источников с использованием общенаучных методов (историко-генетический, ретроспективный и системный) и специальных методов этнологии (опрос, наблюдение) дан анализ корреляции местного и исламского компонентов в календарной и семейно-бытовой обрядности одной из субэтнических групп аварцев - гумбетовцев. Исламская составляющая в форме проведения обрядов «зикр», «мавлид», чтения сур из Корана, участия в ритуалах мусульманских священнослужителей, раздачи милостыни садакъа органически вплетена в проявляющие устойчивость архаические традиционные церемонии. Это обстоятельство свидетельствует о сложившейся многовековой практике бытования особой синкретической формы верований народов Дагестана, называемой «народный ислам». Он демонстрирует недостаточное знание большинством населения исламских канонов, нежелание в силу особенностей этнической психологии и менталитета отказываться от укоренившейся в духовной культуре традиционной обрядности, которая является значимой составляющей этнической, религиозной и культурной идентичностей в эпоху глобализации.
Авторы статьи на основе полевого этнографического материала с использованием общенаучных историко-генетического и ретроспективного методов исторической науки и специальных методов этнологии изучают современный брак и обряды жизненного цикла кумыков с. Бабаюрт. Исследуются подвергшиеся трансформации под влиянием глобализации и социокультурных процессов Новейшего времени институт брака, свадебные, родильные и похоронные обряды.
Проживая в этноконтактной зоне, кумыки с. Бабаюрт испытывают определенное влияние культуры ногайцев, русских, чеченцев, горских народов Дагестана, что нашло отражение в
репертуаре свадебной музыки, меню свадебного стола, а также способствовало росту количества межнациональных браков.
Основу обрядов жизненного цикла у кумыков с. Бабаюрт составляют традиционные ритуалы, которые в принципе аналогичны подобным действам и церемониям других (срединных и южных) кумыков. В последние десятилетия в связи с усилением позиций ислама, глобализационным и социокультурным процессам они подверглись определенным трансформациям.
Традиционными остаются брак по сговору, основные этапы и состав участников свадебных, родильных и похоронных обрядов, реликты домонотеистических и древнетюркских ритуалов, регламент поминок и траура.
Брачные и семейно-бытовые обряды занимают важное место в системе ментальных ценностей, и их сохранение способствует сбережению этнической, национальной, культурной, религиозной и территориальной идентичности кумыков.