Статья посвящена проведению исследований по удалению частиц микропластика в пробах
природных вод г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с помощью микроводорослей Chlorella kessleri.
В работе рассмотрены основные существующие технологии удаления микропластика в мире. Отбор проб для проведения исследования производился в пяти точках города и области, обусловленных постоянным поверхностным течением и наличием рядом очистных сооружений разной производительности. Методом микроскопирования были выявлены частицы микропластика размером от 70 мкм до 165 мкм различных форм и цветов.
Были выявлены наиболее загрязненные водные объекты с высоким содержанием частиц микропластика. Для удаления частиц микропластика использовали штамм одноклеточной микроводоросли Chlorella kessleri. Полученные в работе результаты свидетельствуют о наличии процесса гетероагрегации штаммом одноклеточной микроводоросли C. kessleri с частицами микропластика. Применение микроводорослей для удаления частиц показало, что при данном способе происходит процесс гетероагрегации, и одновременно с этим процессом наблюдается ингибирование роста микроводорослей. В аналогичных исследованиях нет данных об однозначной эффективности применения микроводорослей для удаления частиц микропластика. Поэтому, необходимо провести дальнейшие исследования, в котором стоит выяснить вопрос соизмеримости создания агрегации микропластика меньшего и большего размера.
Высшие водные растения могут оказывать негативное воздействие на водную экосистему. Их чрезмерное разрастание изменяет условие среды в водоеме и водотоке, а также мешает судоходству, рыбоводству и другим сферам общественной жизни. Вследствие полученных данных были проанализированы современные технологии удаления макрофитов из водоемов и дальнейшей их утилизации. Наиболее экологически и
экономически привлекательный способ – сбор и дальнейшее анаэробное сбраживание высших водных растений с целью получения биогаза. Для подтверждения выдвинутой гипотезы был проведен эксперимент по анаэробному сбраживанию высших водных растений. Было установлено, что максимальный процент метана был зафиксирован в биореакторе №4 на 44 сутки от начала эксперимента – 56% метана, где содержалась 75% биомассы высших водных растений в соотношении с 25% инокулянта. Полученные в работе результаты свидетельствуют о том, что макрофиты в смеси с инокулянтом в вышеприведенном соотношении являются эффективным композиционным составом для получения биогаза с высоким содержанием метана. Итоговые выводы статьи выделяют потенциальные преимущества использования высших водных растений в производстве биогаза для достижения устойчивого развития и снижения негативного воздействия на окружающую среду.