Введение. Тенденции цифровизации и конвергенции в образовании, внедрение дистанционных образовательных технологий влияют как на систему образования, так и на воспитательный процесс как его значимую составляющую. Традиционные формы и методы воспитательной работы, которые были эффективными с предыдущими поколениями студентов, показывают низкую результативность с поколением «Z». В связи с этим актуальность приобретают цифровые средства воспитания, реализуемые в рамках цифровой воспитательной системы, что позволило бы студентам перейти из позиции наблюдателя в состояние активного участника воспитательного процесса. Разработка системы гражданско-патриотического воспитания становится наиболее актуальной и востребованной в вузовской среде.
Материалы и методы. Исследование проводилось посредством анализа научной литературы по проблеме исследования, анализа нормативно-правовых источников, обобщения собственного практического опыта по проблемам цифровых технологий гражданско-патриотического воспитания молодежи.
Результаты исследования. В статье представлено описание разрабатываемой системы цифрового гражданско-патриотического воспитания в ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет». Разработанная система цифрового гражданско-патриотического воспитания будет реализована на базе сайта вуза с учетом возможностей технопарка универсальных педагогических компетенций. Созданные в технопарке кабинеты дают возможность для реализации различных мероприятий гражданско-патриотической направленности.
Обсуждение и заключения. В настоящее время в вузах назрела необходимость в концептуальном обосновании и разработке системы цифрового воспитания, которая способствовала бы активизации и заинтересованности студентов в процессе воспитания и самовоспитания. Система гражданско-патриотического воспитания будет реализована с учетом возможностей оборудования технопарка: VR-технологии, робототехника, 3D-моделирование и др. Разрабатываемая система цифрового гражданско-патриотического воспитания включает такие цифровые воспитательные технологии, как: виртуальные экскурсии, видеоресурсы, социальные и гражданско-ориентированные проекты, веб-квесты, культурно-исторические интернет-порталы и др.
Рассмотрена последовательность подготовки и проведения испытаний бортовой аппаратуры космических аппаратов в открытом космическом пространстве, позволяющая повысить достоверность экспериментальной отработки. Уточнен конструктивно-технологический облик стенда, включающего тестовые блоки внутри герметичного отсека орбитальной станциии крейт в открытом космическом пространстве для установки унифицированных модулей с испытуемой бортовой аппаратурой. Определены технические требования к крейту. Выполнена эскизная проработка крейта для испытаний бортовой служебной и целевой аппаратуры космических аппаратов в составе унифицированных модулей в открытом космическом пространстве. Авторы отмечают, что результаты испытаний повышают степень соответствия цифрового двойника бортовой аппаратуре. При этом снижается риск крупных финансовых потерь, связанных с возможными отказами бортовой аппаратуры в процессе летных испытаний, делающими невозможной дальнейшую полноценную штатную эксплуатацию космических аппаратов КА. Унификация этапов подготовки и проведения испытаний сокращает требуемые временные и финансовые затраты и делает их доступными для бортовой аппаратуры различного назначения.
Проведено численное моделирование малых поперечных смещений неоднородной диэлектрической пластины относительно ближнепольного многомодового СВЧ-зонда на основе линии передачи в виде квадратного волновода, заполненного фторопластом, с размещенным внутри соосным коаксиальным волноводом. Размеры волноводов и рабочий диапазон частот выбраны таким образом, чтобы в пространстве между стенками квадратного волновода и экраном коаксиального могли распространяться моды типа ТЕМ, Н10 и Н01. На одном из торцов квадратного волновода предусмот-рен металлический экран с субволновым отверстием. Численными методами прове-дено исследование взаимодействия зонда с диэлектрической пластиной с располо-женным на ней модельным металлическим квадратом. Получены коэффициенты преобразования основной моды TEM в моды H10 и H01 в зависимости от смещения пластины с неоднородностью относительно зонда в плоскости квадрата. Полученные при расчете величины коэффициентов преобразования мод составляют до -30 дБ и достаточны для обнаружения их средствами измерений. Предложенная конструкция может быть использована для измерения малых поперечных смещений с точностью около 1–2 % длины волны (0,3 мм для частоты 20 ГГц (длина волны 1,5 см)).