EISSN 2658-4956
Язык: ru

Архив статей журнала

РОЛЬ СПИРАЛЕВИДНОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ И ЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СТРАТЕГИЯХ (2024)
Выпуск: Т. 52 № 1 (2024)
Авторы: Смолонский Григорий Вадимович

В статье раскрывается содержание одной из составляющих процесса управления знанием - порождение знаний в организации. Предпринимается попытка выявить механизм этого порождения, раскрыть потенциал его эффективности. Показано, что знание для организации обладает статусом особого ресурса: оно имеет свою динамику появления и требует специфических управленческих действий. Использован опыт компаний Японии, посвященный применению четырехфазной спиралевидной модели формирования нового знания в организации, когда знание переводится в реальные технологии и продукты. Создание нового знания в буквальном смысле означает «переустраивать компанию и каждого ее сотрудника в непрерывном процессе личного и организационного самообновления». В исследовании представлена площадка «ба», которая интерпретирована как система, в которой знания активизируются как творческий ресурс и как контекст, в котором процесс взаимодействия явного и неявного знания развивается по спирали. Предложена модель SECI, описывающая такие способы преобразования знаний. Через обращение к таким организованным процессам, как создание знаний и обмен ими, анализируются механизмы, обеспечивающие передачу знаний в организации. Cделан вывод о том, что процессы передачи знаний - своего рода ключ к редкой возможности понять, в чем заключены для компании предпосылки ее конкурентных преимуществ. Механизм разрешения этой парадоксальной ситуации могут сформировать лишь управленцы, представляющие креативный класс.

Сохранить в закладках
МЕНЕДЖМЕНТ "ЛИЦА" В ПРАКТИКАХ СОВРЕМЕННОЙ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ (2024)
Выпуск: Т. 52 № 1 (2024)
Авторы: Скальная Оксана Анатольевна, Лукьянова Наталия Александровна

Интерес к современной китайской культуре связан с процессами активизации политических, экономических и культурных связей между Россией и Китаем. Для успешного делового сотрудничества с Китаем необходимо понимать специфику китайской деловой культуры, в связи с чем увеличивается количество исследований по данной тематике. Целесообразно изучать китайские бизнес-практики, в том числе в цифровом контексте, основываясь на социокультурных традициях китайского общества. Актуальность исследования заключается в том, что культурный концепт «лица» имеет центральное место в китайской системе ценностей, являясь ключом к пониманию национального характера китайцев, культурных и деловых практик Китая. Различные коммуникативные стратегии и культурные практики в современном китайском обществе, в том числе и в бизнесе, базируются на смысловых традициях концепции «лица», органично вписанных в коллективный интеллект китайского народа. В цифровом мире межкультурные деловые коммуникации переходят в новые форматы, создавая иную субкультуру, в которой менеджмент «лица» также видоизменяется. Данные онлайн-практики «работы над лицом» становятся неотъемлемой частью современной китайской деловой культуры и заслуживают особого внимания.

Цель: на основе анализа практик в китайской деловой культуре определить сущность и формы менеджмента «лица» и рассмотреть влияние цифровых трансформаций на деловые практики «работы с лицом».

Результаты: описаны универсальные и специфичные аспекты феномена «лица» в социальных и деловых коммуникациях. Показано, что управление «лицом» - сложный коммуникативный механизм, которому присущи ситуативность и динамичность. Выявлено, что концепт «лица» имеет в цифровой культуре важное значение в глокальном контексте делового взаимодействия. В процессах цифровизации менеджмент «лица» обнаруживает новые форматы, например бизнес-коммуникации в WeChat, однако традиционные культурные практики, связанные с «лицом», по-прежнему оказывают существенное влияние на деловое общение. Вывод: сложность овладения навыками менеджмента «лица» в процессах кросс-культурных коммуникаций вызвана наличием различных неписаных социальных ритуалов, связанных с «лицом», которые иностранцу вне контекста китайской социальной среды могут быть непонятны.

Сохранить в закладках
ВОЗДЕЙСТВИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ПЕРЕХОД К ЗЕЛЁНОЙ ЭКОНОМИКЕ (2024)
Выпуск: Т. 52 № 1 (2024)
Авторы: Козлова Мария Александровна

Актуальность исследования определяется важностью перехода к зелёной экономике как на государственном уровне, так и на уровне отдельных фирм.

Цель: изучить влияние корпоративной социальной ответственности на переход к зелёной экономике.

Методы исследования: абстрактно-логический подход на основе системного анализа воздействия корпоративной социальной ответственности на переход к зелёной экономике в России и других странах. Также был рассмотрен ESG-рэнкинг и опыт внедрения корпоративных нефинансовых отчётов в российских компаниях, в том числе выделено количество экологических отчётов. Была проведена разбивка экологических отчётов по отраслям и изучено изменение их количества за последние годы.

Результаты: к особенностям влияния корпоративной социальной ответственности на зелёную экономику можно отнести экономию природных ресурсов, внедрение принципов экодизайна и развитие экопотребностей у клиентов. По количеству экологических отчётов и более высокому ESG-рейтингу в России лидируют нефтегазовая отрасль, энергетика, банковская сфера, производство агрохимикатов, чёрная металлургия. В выводах даётся рекомендация о необходимости государственной поддержки фирм.

Сохранить в закладках
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (2024)
Выпуск: Т. 52 № 1 (2024)
Авторы: Палкина Елена Сергеевна, ЧИБЕЛЬ НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА

В современных условиях высокой динамичности внешней среды, обусловленной в первую очередь научно-техническим прогрессом, судостроительным предприятиям для обеспечения увеличения рыночной доли, повышения конкурентоспособности важно своевременно выявлять тренды, которые будут определять детерминанты их устойчивого развития в долгосрочной перспективе. Также в организации важно выстроить многоуровневую систему планирования во взаимосвязи со сформированными прогнозами. Актуальность исследования обусловлена необходимостью решения важной научной проблемы синхронизации составления и соответствия содержания стратегических, тактических и оперативных планов деятельности предприятия судостроительной промышленности полученным прогнозам относительно будущих изменений внешней среды для создания основы его устойчивого развития в долгосрочной перспективе.

Цель: разработка методических рекомендаций по построению интегрированной системы прогнозирования и планирования деятельности судостроительной организации для обеспечения ее устойчивого долговременного экономического роста.

Методы: при проведении научного исследования применялись системный подход, методы обобщения, группировки, сравнительного анализа, метод построения сбалансированной системы показателей BSC, метод целеполагания SMART и др.

Результаты: обобщены критерии целеполагания на разных уровнях управления компанией; предложены основные принципы прогнозирования и планирования деятельности судостроительной организации; показана взаимосвязь системы прогнозирования и многоуровневого планирования с информационным обеспечением принятия управленческих решений и уровнем совокупного риска.

Выводы: установлено, что темпы экономического роста, уровни устойчивости и конкурентоспособности судостроительного предприятия определяются степенью взаимосвязи и взаимообусловленности сформированных прогнозов, стратегических, тактических и оперативных планов его деятельности. Внедрение на отечественных судостроительных предприятиях предложенной системы прогнозирования и планирования деятельности позволит минимизировать вероятность возникновения риска принятия нерациональных управленческих решений, в частности в области ценообразования на судостроительную продукцию, и обеспечить рост доходов данных предприятий, прибыли, инвестиционной привлекательности и рыночной стоимости. Полученные результаты исследования послужат научной основой для развития методологии прогнозирования и планирования в общей системе менеджмента организации.

Сохранить в закладках
КОРПОРАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ БЛАГОПОЛУЧИЯ СОТРУДНИКОВ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (2024)
Выпуск: Т. 52 № 2 (2024)
Авторы: Вукович Наталья Анатольевна

Вопросы благополучия и счастья человека являются приоритетными на протяжении всей истории человечества. Современные тренды устойчивого развития определяют вопрос благополучия человека как одну из важнейших 17 целей (ЦУР № 3 «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте»). На уровне бизнеса и компаний ориентация на человека и его потребности проявилась в корпоративных программах благополучия сотрудников в начале ХХ в. В последние годы особую актуальность корпоративные программы благополучия сотрудников получили в связи с пандемией COVID-19 и другими глобальными вызовами, а также турбулентностью.

Цель: анализ современных корпоративных программ благополучия сотрудников и выявление основных тенденций их развития. Методы: методы количественного и качественного анализа научных публикаций по вопросам корпоративного благополучия человека; метод кейс-анализа корпоративных программ благополучия ведущих мировых и российских компаний.

Результаты: автором выявлен стабильный рост научных публикаций по вопросам корпоративных политик в области благополучия сотрудников, а также увеличение доли междисциплинарных исследований. Анализ успешных практик российских и международных компаний показал преобладание на уровне бизнеса интереса к субъективным методикам оценки благополучия сотрудника и высокую ориентацию компаний на практики по развитию социального благополучия сотрудников.

Выводы: корпоративные программы благополучия сотрудников - активно развивающийся инструмент управления персоналом и эффективностью компании. Отличительная черта современных корпоративных программ благополучия сотрудников заключается в индивидуальной оценке уровня благополучия сотрудника. Мониторинг индекса благополучия сотрудников позволяет компаниям повышать эффективность социальных расходов и инвестиций. Направлением, требующим дальнейшего изучения, является комплексная оценка влияния корпоративных программ благополучия сотрудников на экономические результаты бизнеса и его эффективность.

Сохранить в закладках
ИТ-ПРОДУКТ: УТОЧНЕНИЕ ПОНЯТИЯ (2024)
Выпуск: Т. 52 № 3 (2024)
Авторы: Николаенко Валентин Сергеевич

Цель: гармонизировать согласованность проектных целей, интересов и ожиданий заинтересованных сторон, а также снизить вероятность материализации комплаенс-рисков и проектных рисков за счет уточнения понятия «ИТ-продукт». Для достижения поставленной цели автором был проведен анализ абсолютных синонимов и близких по смыслу понятий, которые применяются ИТ-субъектами (ОКВЭД: 62.0) во время создания программ для ЭВМ.

Методы: анализ национальных стандартов и судебной практики ИТ-субъектов. Было установлено, что ИТ-продукт является объектом, который может быть ИТ-услугой либо совокупностью ИТ-результатов, полученных по завершении спринтов, фаз жизненного цикла ИТ-проекта и (или) контракта. Анализ 192 судебных решений и бизнес-деятельности 495 ИТ-субъектов Томской области показал, что предлагаемое автором уточнение универсально и может без комплаенс-последствий заменять понятия, которые характеризуют ИТ-объекты. Кроме того, уточненная формация понятия также указывает на необходимость учета ряда комплаенс-особенностей создания ИТ-продуктов в рамках выполнения ИТ-проектов, таких как документальное сопровождение перехода прав собственности на ИТ-продукт, отчуждение либо переход исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности от одного субъекта к другому субъекту и пр.

Сохранить в закладках