Архив статей журнала
Этнические стереотипы во многом обусловливают действия индивида при его контактах с чужаками - представителями другой культуры. В тоже время, эти действия, как и стереотипы, не есть что-либо неизменное. Целью публикации является исследование эволюции отношения к аборигенам Югры на рубеже XIX - XX вв. Для её достижения необходимо обращение к местным социокультурным реалиям. Сведения о них отображены в различных историко-этнографических источниках, к которым, в частности, допустимо отнести и некоторые произведения художественной литературы. Особое место здесь принадлежит жанру рождественских (святочных) рассказов, чья специфика обычно изучается литературоведами. При этом в провинциальной литературе нередко имеется информация о восприятии аборигенов русским населением. Специфика настоящего исследования потребовала использования междисциплинарного подхода, в котором теоретические наработки литературоведения дополняют историко-этнографические методы. Полученные результаты свидетельствуют об амбивалентном отношении в российской культуре к межэтническим контактам с народами Севера. Образы аборигенов связывались с потенциальными угрозами из иного мира. И, одновременно, они же выступали жертвами обмана, насилия и отверженными носителями подлинных христианских добродетелей. Кроме того, присутствовало ощутимое различие в оценочных суждениях между народной и официальной культурой. Народная культура тяготела к стабильности, повторяемости и цикличности. Напротив, официальная культура с её европейским рационализмом, ориентировалась на ценности прогресса. Рождественские рассказы периферийных писателей, дополненные этническим колоритом, были свидетельствами нового в общественном сознании. На региональном уровне возрастало значение межэтнической коммуникации, усиливалась этническая толерантность, постепенно сближались и даже переплавлялись разобщенные компоненты отечественной культуры, хотя данные процессы тогда еще не были завершены. Лишь дальнейшее рассмотрение литературных тестов способно помочь в осознании противоречий прошлого.
Исследование посвящено изучению одной из самых актуальных в отечественной исторической науке тем - влиянию последствий Великой Отечественной войны на послевоенное развитие советского общества. Автор на основе методов анализа и синтеза, историко-генетического и статистического методов, а также метода интервью предпринимает попытку выявить проявления и последствия «эха войны» применительно к системе школьного образования Ханты-Мансийского национального округа. Главная цель исследования состоит в поиске ответа на вопрос, существовала ли в регионе, также, как и в других областях СССР, в первое послевоенное десятилетие проблема трудоустройства учителей, вызванная сокращением количества детей школьного возраста. В статье последовательно проанализированы основные показатели развития школьного образования Югры в 1945-1955 гг., такие как изменение общей численности школ, соотношения различных типов школ и количества учащихся в них. В результате этого в исследовании выявлено существенное несоответствие между уменьшением в 1950-1955 гг. общего числа школ в регионе и заметным ростом количества учителей, что по мнению автора, доказывает наличие в первой половине 1950-х гг. учительской безработицы в регионе. Местные власти пытались исправить данную ситуацию, но не имели для этого достаточных полномочий. Вместе с тем, делается вывод о том, что степень влияния безработицы в Ханты-Мансийском национальном округе на разные категории учителей не была одинаковой. Наиболее сильно безработица затронула в 1952-1955 гг. условия работы учителей начальных школ, а наименее заметной она была среди учителей национальных школ.