ISSN 2412-5717 · EISSN 3034-3496
Языки: ru · en

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ИНСТИТУТА АФРИКИ РАН

Архив статей журнала

К ВОПРОСУ ОБ АФРИКАНСКОЙ "ПРОТЕСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ" (2024)
Выпуск: № 3 (68) (2024)
Авторы: ХАРИТОНОВА Елена Владимировна

В статье представлен аналитический обзор подходов к возникновению африканской протестной идентичности. В ней рассматриваются причины и формы протестной идентичности в Африке как в историческом ракурсе, так и в современности. Африканская протестная идентичность связана с колониальным культурным давлением и представляет собой реакцию на дискредитацию африканской культуры и личности африканца.

В исследовании выделены два противоположных подхода к колонизации. Европоцентристский подход рассматривает колонизацию как благотворный цивилизационный проект, тогда как сами африканцы видят в ней трагедию, приведшую к кризису идентичности и конструированию новых форм идентичности (Э. Блайден, негритюд Л. С. Сенгора). Африканская протестная идентичность сформировалась в противостоянии культуре белого человека и белой расе в целом. Механизм ее формирования включает создание новых бинарных оппозиций, смену оценочных полюсов, акцентирование внимания на уникальности и превосходстве африканской культуры и африканского человека. Исторический анализ и метод сравнительного анализа используются в исследовании для выявления различий и табуированных областей в межкультурном взаимодействии. Делается вывод, что африканская протестная идентичность в большинстве своих проявлений носит антиколониальный, антиглобалистский, расовый и цивилизационный характер. Процессы формирования «антинеоколониальной» африканской протестной идентичности могут активизироваться и принять форму стремления к суверенитету, субъектности, к поиску своего пути. Это требует отдельного исследования, которое автор уже начал.

Данную статью можно считать продолжением ранее опубликованного материала автора «Ценностно-смысловые блоки в образах африканской поэзии (в контексте исторических и социальных изменений)».

Сохранить в закладках
ШЕЙХ АНТА ДИОП: ВЫДАЮЩИЙСЯ МЫСЛИТЕЛЬ, ПРОБУЖДАЮЩИЙ АФРИКАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ (2024)
Выпуск: № 3 (68) (2024)
Авторы: САДОВСКАЯ Любовь Михайловна

Статья посвящена анализу научной и политической деятельности выдающегося мыслителя Африки ХХ столетия – Шейха Анта Диопа, который считается родоначальником африканской исторической науки и символом африканского возрождения. Она приурочена к 100-летию со дня его рождения. В работе показана его многодисциплинарная научная деятельность как в области гуманитарных, так и точных наук. Обращено внимание на разработку различных методов датирования археологических и геологических образцов, которая помогла Ш. А. Диопу внести вклад в изучение происхождения человека и продвижение идей о том, что Древний Египет был неразрывно связан с народами Африки. Исследуется политический аспект его деятельности от активиста студенческого движения за независимость Черной Африки во Франции, до создателя и руководителя политических партий в Сенегале.

В статье рассматривается его оппозиционная деятельность по отношению к политической власти страны, включая президента Л. С. Сенгора. Противоречия касались несогласия Ш. А. Диопа с существующей политической системой Сенегала, которая, как он полагал, не была демократической и независимой. В работе делается вывод о значении наследия африканского мыслителя для современной исторической науки и развития общественной мысли в Африке. Его труды продолжают вдохновлять африканцев и людей африканского происхождения по всему миру, несмотря на негативное отношение некоторых представителей европейской школы к его теории о зарождении человеческой цивилизации в Африке. В работе анализируется не только вклад ученого в мировую историческую науку, но также и перспективы для будущего поколения африканских исследователей, которые продолжат работу по основным направлениям его деятельности.

Сохранить в закладках