Архив статей журнала
Объектом исследовательского интереса автора статьи являются труды известных интеллектуалов, которые внесли особый вклад в деколонизацию системы образования и научных знаний. Большинство из них родились накануне и в первое десятилетие независимости. Становление суверенитета происходило на их глазах, что во многом определило вектор профессионального интереса. Особый акцент в статье сделан на использование африканцами оригинальных подходов к изучению прошлого и настоящего Африки. Специфика их работ состоит в учете собственного академического и личного опыта, полученного в колониальный и постколониальный периоды, – на перекрестке эпох.
В качестве теоретико-методологической основы в статье используются идеи М. М. Бахтина, основоположника хронотопического метода исследования в гуманитарных науках, касающиеся «хронотопа пути/дороги». Ценность инструментария М. М. Бахтина еще более возрастает при изучении историко-культурных («цивилизационных») перекрестков.
Автор данной статьи анализирует современную – переходную – ситуацию в развитии африканских исследований с позиций хронотопа. В статье подчеркивается, что большинство ученых приняло универсальную академическую модель развития научных знаний. Однако очевидным стало изменение самой матрицы африканских исследований, а вместе с ней их тематики и стиля. И если когда-то Африка изучалась исключительно в контексте европейской истории – преимущественно «снаружи», в настоящее время гораздо больше внимания предлагается уделять проблемам ее исследования «изнутри». Как следствие, центральное место в трудах африканских авторов занимают проблемы расы, этноса, идентичности, формирования государств и наций, а дискуссионными становятся вопросы периодизации истории континента, ее инвентаризации, реконструкции и репрезентации.
В статье представлен аналитический обзор подходов к возникновению африканской протестной идентичности. В ней рассматриваются причины и формы протестной идентичности в Африке как в историческом ракурсе, так и в современности. Африканская протестная идентичность связана с колониальным культурным давлением и представляет собой реакцию на дискредитацию африканской культуры и личности африканца.
В исследовании выделены два противоположных подхода к колонизации. Европоцентристский подход рассматривает колонизацию как благотворный цивилизационный проект, тогда как сами африканцы видят в ней трагедию, приведшую к кризису идентичности и конструированию новых форм идентичности (Э. Блайден, негритюд Л. С. Сенгора). Африканская протестная идентичность сформировалась в противостоянии культуре белого человека и белой расе в целом. Механизм ее формирования включает создание новых бинарных оппозиций, смену оценочных полюсов, акцентирование внимания на уникальности и превосходстве африканской культуры и африканского человека. Исторический анализ и метод сравнительного анализа используются в исследовании для выявления различий и табуированных областей в межкультурном взаимодействии. Делается вывод, что африканская протестная идентичность в большинстве своих проявлений носит антиколониальный, антиглобалистский, расовый и цивилизационный характер. Процессы формирования «антинеоколониальной» африканской протестной идентичности могут активизироваться и принять форму стремления к суверенитету, субъектности, к поиску своего пути. Это требует отдельного исследования, которое автор уже начал.
Данную статью можно считать продолжением ранее опубликованного материала автора «Ценностно-смысловые блоки в образах африканской поэзии (в контексте исторических и социальных изменений)».
Данная статья посвящена проблеме информационного суверенитета, попыткам его обретения и поддержания на Африканском континенте. Наследие колониализма и неоколониальная политика бывших метрополий не позволяли африканским странам достичь информационной независимости, без которой невозможны государственная независимость и суверенитет. Новые независимые государства видели роль СМИ прежде всего в работе по созданию, укреплению и поддержанию национального единства, формированию национальной культурной идентичности, а также в борьбе с колониализмом.
В статье анализируются особенности формирования масс-медиа в Африке, основные направления деятельности СМИ после обретения независимости, влияние западных стран и транснациональных корпораций на культурно-информационную сферу Африканского континента. Особое внимание уделяется попыткам африканских стран добиться нового справедливого информационного порядка. Период либерализации информационного пространства в Африке привел к противоречивым результатам: борьба за свободу информации и насыщения СМИ национальным контентом приняла формы борьбы с внутриполитическим авторитаризмом. При этом проблема господства транснациональных информационных корпораций и их продукции отошла на второй план, затушевывалась. В этот период проявилась трансформация неоколониализма, который стал не только глобальным, но и лишил государства возможности проводить суверенную информационную политику.
В африканском информационном пространстве сохраняется доминирование западных нарративов, которые, оперируя тезисами развития, прогресса, модернизации, международного сотрудничества, человеческого потенциала, укрепления «демократических институтов» на самом деле пропагандируют интересы доминирующих держав, что способствует сохранению новой неоколониальной повестки дня, закреплению неравенства и дисбаланса сил.
Статья посвящена анализу исторической динамики процессов деколонизации африканских исследований в период с 1960 г. по настоящее время. Тема деколонизации знания в последние десятилетия под влиянием постколониального дискурса приобретает особую актуальность и становится предметом оживленных дискуссий в академических кругах стран Африки южнее Сахары. В центре внимания автора ‒ теории и практики освобождения системы производства знаний, предложенные и полностью или частично реализованные исследователями и общественными и политическими деятелями африканского происхождения.
В работе рассматриваются инициативы консолидации ученых, в частности история создания панафриканской неправительственной исследовательской организации КОДЕСРИА, действующей и по сей день. Затронута проблема дебатов, проходивших в период с середины 1960-х по 1980 г. в Дар-эс-Саламском университете. Указано, что одним из ориентиров для африканских интеллектуалов первых двух десятилетий независимости была интеграция на уровне континента, диаспоры и международного академического сообщества. Сделан акцент на факторах, обусловливающих необходимость продолжения трансформации научнообразовательной сферы в XXI в. В их числе эпистемическая и эпистемологическая несправедливость, а также академическая асимметрия. Отмечено, что труды современных интеллектуалов таких как А. Мбембе и С. Ндлову-Гатшени образуют «идейный континуум» с работами их предшественников – Клода Аке, Самира Амина, Шейха Анта Диопа. В статье введено и охарактеризовано понятие «плюриверсальности». Автор приходит к выводу о том, что современные африканские исследователи, занимающиеся проблемами деколонизации науки и образования, в стремлении создать собственный сегмент в плюриверсальной системе знания зачастую обращаются к идеям предшественников.
Статья посвящена анализу научной и политической деятельности выдающегося мыслителя Африки ХХ столетия – Шейха Анта Диопа, который считается родоначальником африканской исторической науки и символом африканского возрождения. Она приурочена к 100-летию со дня его рождения. В работе показана его многодисциплинарная научная деятельность как в области гуманитарных, так и точных наук. Обращено внимание на разработку различных методов датирования археологических и геологических образцов, которая помогла Ш. А. Диопу внести вклад в изучение происхождения человека и продвижение идей о том, что Древний Египет был неразрывно связан с народами Африки. Исследуется политический аспект его деятельности от активиста студенческого движения за независимость Черной Африки во Франции, до создателя и руководителя политических партий в Сенегале.
В статье рассматривается его оппозиционная деятельность по отношению к политической власти страны, включая президента Л. С. Сенгора. Противоречия касались несогласия Ш. А. Диопа с существующей политической системой Сенегала, которая, как он полагал, не была демократической и независимой. В работе делается вывод о значении наследия африканского мыслителя для современной исторической науки и развития общественной мысли в Африке. Его труды продолжают вдохновлять африканцев и людей африканского происхождения по всему миру, несмотря на негативное отношение некоторых представителей европейской школы к его теории о зарождении человеческой цивилизации в Африке. В работе анализируется не только вклад ученого в мировую историческую науку, но также и перспективы для будущего поколения африканских исследователей, которые продолжат работу по основным направлениям его деятельности.
В данной статье рассматривается феномен расовой колонизации Африки европейцами и последующих продолжительных усилий по деколонизации Африканского континента. Колонизация порождала бедность. Она лишила африканцев прав и суверенитета, она стремилась уничтожить их идентичность и способность мыслить и рассуждать по-своему, она превратила все африканское в товар. Для обеспечения «эффективной» оккупации при создании колониальных государств использовались три вида инструментов: военный, административный и миссионерский.
Некоторые жители покоренных территорий не задавались вопросами, они попросту приспосабливались и принимали новый порядок как данность. Другие были вынуждены принять новый порядок, потому что не имели средств противиться ему, но при этом они продолжали размышлять о причинах своего поражения, а также о методах и целях нового порядка. Многие из тех, кто сомневался и ставил вопросы, стали антиколониалистами, возглавившими различные этапы деколонизации колониальных государств. Они оспаривали расовую основу колониализма, но не всегда ‒ созданные колонизаторами государственные структуры.
В разгар «холодной войны» это привело к попыткам придать национальный характер некоторым аспектам колониального государства, в основном через академические дисциплины, чтобы привнести в каждую из них что-то «африканское». Подобное происходило в истории, политологии, философии и теологии, а также в литературе. Это вернуло колониальным народам некоторую уверенность в себе, но колониальные структуры по-прежнему сохранялись. Такое положение привело к тому, что деколонизация стала задачей постколониального периода, вопросом свободы разума.
Исследование проблематики санкционного воздействия стран «коллективного Запада» на новых «восходящих» игроков в мировой экономике получила особую актуальность в условиях формирования многоцентричного мира. Санкции становятся инструментами геополитики и экономической экспансии, своеобразными силовыми методами, при помощи которых бывшие страны – лидеры хотят удержать свои прежние исключительные позиции. Практически всегда реальная цель санкционного воздействия замещается мнимыми благими декларациями о борьбе за права угнетенных лиц, против авторитаризма в государственном управлении, агрессивной внешней политики и подобными заявлениями. Российская Федерация столкнулась с вызовами санкционного воздействия со стороны США и зависимых от них стран после событий 2014 г., что стало ответом на проведение активной российской внешней политики, направленной на защиту соотечественников за рубежом. Исходя из этого, широта и направленность исследования делают рассматриваемую монографию востребованной не только применительно к африканской тематике, но и к проблемам постсоветсткого пространства.
Расширяющийся разрыв между странами Мирового большинства и развитыми западными странами наиболее ярко проявляется в сфере международных экономических отношений. Примат монетаризма и фритрейдерства в 1980–2000-е гг. глубоко и надежно интегрировал развивающиеся страны в мировую финансовую систему посредством увеличения открытости их экономик и стимулирования привлечения спекулятивного капитала из старых финансовых центров, обуславливая необходимостью такого подхода новые кредиты, инвестиции и предоставление технической помощи.
Книга «Revolutionary Movements in Africa: An Untold Story» («Революционные движения в Африке: нерассказанная история») является, по сути, сборником статей, посвященных различным эпизодам малоизвестной истории формирования революционных («левых») движений на Африканском континенте и их лидерам и идеологам. Казалось бы, речь идет о «делах давно забытых дней» – последних колониальных и первых постколониальных десятилетиях африканской истории. Однако, читая книгу, понимаешь, насколько события, происходившие в те годы, предопределили дальнейшее развитие государств континента и почему лидеры левых движений, несмотря на их ошибки и поражения, сохранились в памяти сограждан, и не только, как национальные герои. Прежде всего, конечно, это касается Франца Фанона, Патриса Лумумбы, Амилкара Кабрала, Томá Санкары, Уолтера Родни и некоторых других.
За последние несколько лет на фоне пандемии и других кризисных явлений на мировых рынках проблема обеспечения продовольственного суверенитета стран Африки вновь приобрела ключевое значение для международных отношений. Однако для продовольственного суверенитета важно не только и не столько обеспечение бесперебойных поставок продовольственных товаров, но и постепенная локализация их производства в Африке, что требует увеличения потребления удобрений, в связи с чем актуальным становится переход от концепции «продовольственной безопасности» к «продовольственному суверенитету». В целом можно утверждать, что проблема продовольственного суверенитета Африки связана не с дефицитом земель, а в первую очередь с положением Африки в глобальных производственных цепочках на мировых рынках продовольствия, зависимостью от импорта уже готовой продукции. Ключевую роль в сохранении зависимости от импорта играют влиятельные лоббистские и финансовопромышленные группы, посредники, срощенные с транснациональными корпорациями, трейдерами и рядом международных акторов. Структурные дисбалансы экономического развития пока не позволяют большинству стран Африки производить удобрения на своей территории, что обуславливает рост их импорта. За последние годы российским экспортерам удалось значительно укрепить свое присутствие на африканских рынках продовольствия и сельскохозяйственных товаров, доведя долю в поставках удобрений до 20%. В рамках данной статьи проанализированы основные тенденции на пути достижения продовольственного суверенитета странами Африки в первую очередь в контексте динамики потребления и внесения удобрений, впервые в научной литературе приводится анализ стратегии крупнейших российских экспортеров на рынках удобрений стран Африки.
Глобальные геополитические трансформации новейшего времени деформировали сложившееся в послевоенное время мироустройство. Эти тектонические сдвиги обусловили начало конца доминирования Французской Республики в Западной и Центральной Африке и привели к серьезным изменениям в международных отношениях в регионе, который всегда считался зоной французских интересов. Происходит быстрая деградация и распад военно-политической системы «Франсафрик», суть которой состоит в латентных связях коррумпированных элит Пятой республики и ряда африканских стран, находящихся в экономической и политической зависимости от бывшей метрополии. Цель этой статьи – рассмотреть распад этой системы в ее целостности, приблизиться к пониманию того, каким образом разрушение отдельных ее фрагментов обусловливает кризис взаимосвязанных структурных элементов всей системы. Разумеется, в рамках небольшой статьи возможно лишь обозначить общий подход к рассмотрению проблемной ситуации, исходя из теоретико-методологического подхода, который подразумевает системный анализ объекта, то есть феномена «Франсафрик». За последнее время появился целый ряд работ, посвященных различным аспектами этой проблемы (смене элит в африканских государствах, разочарованию в эффективности африканской политики в бывшей метрополии, сокращению военного присутствия Франции в Сахеле и Центральной Африке, провалу военной операции «Бархан», распаду инспирированных Пятой республикой военно-политических блоков африканских стран). Новизна этой работы и ее актуальность состоят в демонстрации необходимости изучения обозначенных тенденций в их целостности и взаимосвязи. Такой подход потребует комплексного рассмотрения причин, хода, результатов и последствий распада военно-политической системы «Франсафрик» в рамках будущего масштабного исследования этого феномена.
Мир переживает новую волну геополитических трансформаций, и Африка в этом отношении не является исключением. Формирующийся глобальный геополитический порядок характеризуется перестраиванием и встречным выстраиванием связей и интересов как на многостороннем, так и на минилатеральном уровне, порождающих долгосрочные последствия для стран и народов. В исследовании анализируется суверенитет Африки в контексте геополитической динамики континента. Рассматривая регион Сахеля с опорой на вторичные источники, автор раскрывает и обосновывает последствия новой геополитической ситуации на континенте с точки зрения суверенитета государств. Автор использует широкую концептуальную рамку, анализируя суверенитет Африки как способность государств континента контролировать свою политическую, экономическую, военную и культурную судьбу в условиях перехода к многополярности. Подчеркивая растущее влияние Китая и России в противовес влиянию Соединенных Штатов, автор утверждает, что геополитическая борьба великих держав в Африке обусловлена прежде всего их геостратегическими интересами.
При нынешней расстановке сил и сложившихся условиях страны континента могут оказаться в выигрыше или в проигрыше в зависимости от того, насколько стратегически активны они будут в плане функциональных дипломатических отношений с внерегиональными геополитическими лидерами. В статье утверждается, что такое взаимодействие должно быть достаточно прагматичным, чтобы продвигать интересы Африки на основе взаимного уважения и функциональной взаимозависимости. В противном случае агентность и самоопределение Африки вновь ставятся под вопрос, как это было в ходе доколониальной «битвы» за Африку.
- 1
- 2