Архив статей журнала
Объектом исследовательского интереса автора статьи являются труды известных интеллектуалов, которые внесли особый вклад в деколонизацию системы образования и научных знаний. Большинство из них родились накануне и в первое десятилетие независимости. Становление суверенитета происходило на их глазах, что во многом определило вектор профессионального интереса. Особый акцент в статье сделан на использование африканцами оригинальных подходов к изучению прошлого и настоящего Африки. Специфика их работ состоит в учете собственного академического и личного опыта, полученного в колониальный и постколониальный периоды, – на перекрестке эпох.
В качестве теоретико-методологической основы в статье используются идеи М. М. Бахтина, основоположника хронотопического метода исследования в гуманитарных науках, касающиеся «хронотопа пути/дороги». Ценность инструментария М. М. Бахтина еще более возрастает при изучении историко-культурных («цивилизационных») перекрестков.
Автор данной статьи анализирует современную – переходную – ситуацию в развитии африканских исследований с позиций хронотопа. В статье подчеркивается, что большинство ученых приняло универсальную академическую модель развития научных знаний. Однако очевидным стало изменение самой матрицы африканских исследований, а вместе с ней их тематики и стиля. И если когда-то Африка изучалась исключительно в контексте европейской истории – преимущественно «снаружи», в настоящее время гораздо больше внимания предлагается уделять проблемам ее исследования «изнутри». Как следствие, центральное место в трудах африканских авторов занимают проблемы расы, этноса, идентичности, формирования государств и наций, а дискуссионными становятся вопросы периодизации истории континента, ее инвентаризации, реконструкции и репрезентации.
В статье представлено междисциплинарное исследование на стыке культурологии и африканистики. Автор предполагает, что на формирование и трансформацию ценностей и смыслов в Африке оказали влияние специфические факты истории субсахарской Африки. С одной стороны, это мощный фундамент традиционной культуры. С другой ‒ колоссальный культурный слой, связанный с колониальным прошлым африканских стран, с наслоениями западной культуры и западных ценностей. Колонизация континента, борьба за свободу и независимость, расовые проблемы определили самосознание африканцев, специфику их идентификации, необходимость восстановления собственного достоинства.
В статье рассмотрены специфические африканские ценностно-смысловые блоки, связанные с фактами африканской истории. Ставится вопрос о миссии Африки и «чернокожего человека», выраженный в ценностно-смысловом блоке «чернокожий человек – спаситель веры, хранитель духовности и чести»; вопрос об уникальной «космогонической» системе представлений африканца, воплотившийся в ценности связи с предками, с природой, с землей и с небом. Приведены примеры отражения ряда ценностно-смысловых блоков в образах африканской поэзии.
Л.Н. Толстой ‒ один из немногих российских мыслителей досоветского периода, чьи взгляды влияли на лидеров освободительных движений в Африке. Его антиколониальным воззрениям и их восприятию жителями Африканского континента посвящены работы советских исследователей. Несмотря на значительный объем использованных источников, эти публикации излишне идеологизированы. Тема рассматривается вновь, с привлечением ранее не задействованных архивных материалов, а также публикаций, вышедших в России и за рубежом за последние тридцать лет. Первые попытки Л.Н. Толстого высказаться в печати по поводу колониального раздела Африки относятся ко времени итало-эфиопской войны 1895– 1896 гг. Он обличал колониальную экспансию как попытку правительств отвлечь свои народы от проблем на родине и заставить жертвовать собой ради чуждых интересов. Л.Н. Толстой советовал жителям метрополий не участвовать в колониальных авантюрах, а жителям колоний – отстаивать свои права мирными методами, чтобы прервать порочный круг насилия. Его антиколониальные выступления находили отклик в Африке, а с начала XX в. они были приняты как руководство к действию. М.К. Ганди, будущий лидер борьбы за независимость Индии, а в 1900-е гг. – руководитель движения за уравнение в правах южноафриканских индийцев и белых, применил идеи Л.Н. Толстого при разработке тактики ненасильственного сопротив-ления (сатьяграхи). Благодаря авторитету Махатма Ганди эти идеи продолжали влиять н южноафриканское освободительное движение. Лишь в 1961 г. Африканский национальный конгресс (АНК) был вынужден создать военную организацию для борьбы против режима апартеида. И все же АНК удалось осуществить ненасильственный переход от апартеида к нерасовой демократии. Этот успех связывают с президентом Н.Р. Манделой, которому были близки взгляды Л.Н. Толстого на необходимость отказа от вооруженного противостояния.