Архив статей журнала
В настоящее время стремительное развитие получили нейротехнологии. Неуклонно растет объем государственных и частных инвестиций в данное направление, выступающее инвестиционным приоритетом. Создаются межгосударственные, национальные инициативы и государственно-частные альянсы по их развитию. При этом демонстрируется значительный потенциал нейротехнологий не только в лечении широкого спектра заболеваний и расстройств нервной системы, но и в улучшении природы человека. В то же время бесконтрольное использование данных технологий, может нарушать его основополагающие права. Все это поднимает вопросы, связанные с доступностью и потенциалом использования нейротехнологий в целях совершенствования сущности, что может оказать глубокое воздействие как на отдельных людей, так и на общество в целом. Развитие нейротехнологий требует высокоорганизованного подхода со стороны этики и морали, с последующим закреплением данных положений в установочных нормативно-правовых актах. В этом большая роль отводится международным, государственным и общественным организациям.
Интеграция искусственного интеллекта (ИИ) в здравоохранение открывает новые возможности для улучшения ухода за пациентами и улучшения результатов терапии, но при этом порождает множество этических дилемм, которые требуют тщательного рассмотрения. В этой статье рассматриваются этические проблемы, возникающие при использовании ИИ в здравоохранении: от опасений по поводу алгоритмической предвзятости и конфиденциальности пациентов до вопросов прозрачности, подотчетности и профессиональной автономии. Благодаря всестороннему анализу соответствующей литературы, тематических исследований и нормативных документов исследование описывает многогранные этические последствия применения технологий ИИ в клинической практике. Ключевые результаты подчеркивают важность повышения прозрачности работы алгоритмов и объяснимости результатов при создании и внедрении систем на основе ИИ, а также необходимость надежного нормативного надзора и этических рекомендаций для обеспечения прав и безопасности пациентов. Пациенты должны иметь четкое представление о том, как ИИ используется в их лечении, и иметь возможность дать информированное согласие на его применение. Несмотря на сложности и проблемы, ИИ несет в себе потенциал для улучшения эффективности системы здравоохранения при условии ответственного и этического подхода. Отдавая приоритет этическим принципам и совместным усилиям, заинтересованные стороны могут использовать преобразующую силу ИИ, одновременно поддерживая самые высокие стандарты этической практики здравоохранения.
Биография выдающегося отечественного хирурга Сергея Ивановича Спасокукоцкого тесно связана с Ярославским краем. Здесь, в Даниловском районе, в большой и дружной семье земского врача прошло его детство. После переезда семьи в Ярославль, в 1880–1888 гг. он обучался в мужской гимназии. Здание, где она размещалась, ныне принадлежит Ярославскому государственному медицинскому университету, в котором десятилетия спустя работал один из представителей его научной школы — профессор А. А. Бусалов. Жизнь и деятельность С. И. Спасокукоцкого являются ярким образцом бескорыстного служения медицине. Выпускник Императорского Московского университета, имевший возможность продолжить врачебную карьеру в Москве, он уехал в провинцию, где многие годы работал земским врачом, активно внедряя передовые достижения медицины в абдоминальную хирургию, нейрохирургию, легочную хирургию, создавая новые и модифицируя уже практикующиеся операции. С. И. Спасокукоцкий совместно со своим учеником разработал доступный и эффективный способ подготовки рук хирурга к операции с помощью мытья 0,5%-ным раствором нашатырного спирта (способ Спасокукоцкого–Кочергина). Итогом научно-практической деятельности С. И. Спасокукоцкого стало создание большой научной школы, отличающейся предельной научной добросовестностью, оригинальностью, большой глубиной и смелостью в решении вопросов хирургической патологии.
Интенсивное развитие современной науки расширяет диапазон биоэтических проблем. Активно развивается дискуссия по вопросам этических аспектов биоинформатики, нейротехнологии, генетики, биоэкономики, этики доклинических и клинических исследований. В связи с этим приобретает особую актуальность тема аксиологии биоэтики — структуры ценностных категорий, определяющих приоритеты развития «наук о человеке» с учетом исторического опыта взаимодействия личности и социума, критериев цивилизационных изменений в актуальном и перспективном (прогностическом) значении. На развитие биоэтической аксиологии оказывают влияние вызовы технологического развития текущего десятилетия, проблемы, объективно требующие реакции со стороны государства и общества. Одной из важнейших задач современной биоэтики является формирование биоэтического мышления, оснований применения биоэтической аксиологии в научно-исследовательском процессе. Практическим выражением биоэтического мышления является аксиология здоровья — закрепление осознанного отношения к проблемам здоровья, формируемого в учебном процессе с целью дальнейшего применения в трудовом процессе. Биоэтический диалог важен для решения задач привлечения молодых перспективных специалистов к изучению новых биоэтических вопросов науки, к достижению поставленных на уровне страны технологических целей. Нацеленность на потенциал молодых ученых полностью соответствует сквозной цели аксиологических, прогностических и образовательных задач биоэтики. Формированию биоэтического мышления способствует опыт Школы этики научных исследований — образовательного проекта для молодых российских исследователей.