ISSN 2542-0445 · EISSN 2712-8946
Язык: ru

ВЕСТНИК САМАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, ПЕДАГОГИКА, ФИЛОЛОГИЯ

Архив статей журнала

ИДЕОЛОГИЯ МУЗЫКИ "РЭП" И ЕЕ ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В ЛИРИКЕ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ПЕСЕННОГО ДИСКУРСА (2024)
Выпуск: Т. 30 № 1 (2024)
Авторы: Плотницкий Юрий Евгеньевич

В статье дается характеристика рэпа как музыкального течения, освещается процесс его зарождения и формирования его идеологии в конце 1970-х - начале 1980-х годов в рамках более широкого субкультурного течения хип-хоп. Изложены основные идеологические положения раннего рэпа в трактовке одного из его главных идеологов Африка Бамбаатаа, и дается их языковая репрезентация в песенной лирике. Представлено также такое важнейшее положение идеологии рэпа, как протестный характер, что иллюстрируется фрагментами песенных текстов. Обращается внимание на антикоммерческий характер рэпа, что тоже нашло отражение в его песенной лирике. Далее описан и проиллюстрирован принцип опоры на свое сообщество (community), крайне важный для понимания идеологической основы данного музыкального течения. После этого излагается и иллюстрируется ключевой для рэпа принцип свободы, понимаемый очень широко. Проводится различие между так называемыми conscious rap и gangsta rap и описываются и иллюстрируются примерами из текстов идеологические принципы gangsta rap. В финальной части изложены причины популярности музыки рэп, а в заключении обобщаются основные положения работы.

Сохранить в закладках
ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В САМАРЕ: ОТ КАЗУСА К ЗНАКУ (2024)
Выпуск: Т. 30 № 1 (2024)
Авторы: Титова Ольга Александровна

В статье на основе неопубликованных ранее архивных источников исследуется процесс организации первых пионерских отрядов в Самаре, а также их деятельность в 1922-1923 гг. с помощью сравнительно-исторического метода и микроисторического подхода, методов социального конструктивизма, политико-правового и системного подходов. Исследование построено на изучении отдельных казусов. Авторы доказывают, что в начале 1920-х гг. на улицах Самары было много «неорганизованных» детей, которые и составили основную массу первых пионерских отрядов города. пионерское движение формировалось с распоряжения ЦК РКСМ, имело идейное содержание и внедрялось «сверху». В Самаре детей с улиц привлекали играми на спортивных площадках, пением песен, а затем и внешними атрибутами детской пионерии - флагом, красным знаменем, значками, барабанным боем. Во-вторых, за кажущейся простотой детского отношения к пионерии скрывался значительный результат: вместе с красным галстуком со временем входили в привычку, становились частью жизни имена вождей и политиков, революционные атрибуты, разговоры о коммунизме, четкая организация коллективной отрядной деятельности, стенгазеты, соцсоревнования. Пионерия предоставляла детям пространство волеизъявления и самостоятельного существования - в определенных границах, строго прописанных в Уставе и клятве, которую давали ребята, повязывая красный галстук. Система ценностей «нового человека», спроектированная властью, приобрела дуалистический характер. В ней были соединены ценности социоцентристской и антропоцентристской природы. Также в связи, в-третьих, с отсутствием методического сопровождения со стороны партии руководством для инструкторов-вожатых служили случайно попадавшиеся книжки и брошюры о бойскаутах, выпущенные в дореволюционное время. Из этих книжек было много взято в пионерскую организацию как по методическим, так и по практическим вопросам. Делается вывод о важности этих трех аспектов при становлении пионерской организации в Самаре.

Сохранить в закладках