Архив статей журнала
Предмет исследования данной статьи находится на пересечении проблемных областей субъектности и состояния высшего образования в современной России. Авторы стремятся к решению двуединой задачи. Контекстуально, в философско-социологической проекции используя понятие «индикатор субъектности» и очерчивая его смысловые границы, инструментально связать его с определенными эмпирическими методиками и полученными по ним фактическими данными, относящимися к изучению профессионально-образовательных ориентаций студентов. Рассматриваемая в данной статье область субъектности на нижнем своем уровне граничит с областью посредничества, на верхнем - с областью личностной. Авторы приводят аргументы в пользу того, что социологический инструментарий корректно приложим к исследованию субъектных, но не личностных качеств. Проясняется также характер погрешности при замерах уровня субъектности у индивидов и в социальных группах. В сфере высшего образования уровень субъектности определяется комбинацией показателей от двух составляющих: профессорско-преподавательской и студенческой. Профессионально-образовательные ориентации студентов, по мнению авторов, могут рассматриваться как надежный индикатором субъектности в данной социальной группе. Эмпирической базой статьи служит полевое исследование, проведенное в вузах г. Нижний Новгород. Методом анкетного опроса изучались мотивации студентов ведущих вузов города касательно получения высшего образования, выбора вуза и направления подготовки, а также предпочтений в отношении будущей сферы деятельности. В результате анализа были выделены пять групп студентов с различными мотивационными ориентирами. Три группы с четкой, вполне осознаваемой профессионально-образовательной стратегией: с ориентацией на востребованность профессии на рынке труда, на преимущества высшего образования как такового, на реализацию собственных способностей и наклонностей (последняя определена авторами как «аутентично субъектная группа»). А две группы - с размытой, не вполне осознанно выстраиваемой профессионально-образовательной траекторией (с дрейфом от полюса субъектности к полюсу посредничества). В результате исследования сделан вывод о недостаточно высоком уровне субъектности у современной студенческой молодежи, указывается социальная причина этой недостаточности.
В статье рассматриваются подходы российских исследователей к пониманию солидарности и ее социальных оснований. Каждая концепция солидарности подчеркивает те или иные основания и факторы солидаризации общества, привязывая их к социальным изменениям либо, напротив, к константам человеческого существования. В периоды социальных изменений происходит не только снижение или повышение степени социальной консолидации, но ослабление одних форм солидарности и формирование других. Цель настоящего исследования - выявить основания солидарности, связанные с социальностью и антропологическими параметрами бытия. Хотя формы солидарности меняются от общества к обществу и на разных исторических этапах их развития, ни одно общество не остается жизнеспособным и прогрессивным в отсутствие солидарности. Настоящее исследование оснований солидарности выходит за рамки как традиционных социологических концепций интеграции и дезинтеграции, нормального общества и аномии, так и психологических теорий о потребностях в группе и самовыражении, описывающих только непосредственные предпосылки и эффекты солидарности. Автор опирается на вторичный анализ источников и теоретический анализ социологических концепций социальности и социального воспроизводства. В материалы исследования вошли публикации российских ученых начиная с XIX в. (когда в российской социальной мысли возникли первые концепции соборности, всеединства и позитивистско-прагматические трактовки солидарности) и до наших дней, посвященные вопросам условий формирования солидарности, консолидации и деконсолидации общества. Автор выявляет эксплицитно и имплицитно присутствующие в источниках представления об основаниях солидарности, связанных с константами человеческого бытия и социальности: субъектность, предсказуемость и общность чувств. Субъектность социальных акторов как высший, рефлексивный уровень субъективности определяет их способность и волю к социальному творчеству и действиям в пользу социального целого. Предсказуемость социальной среды обеспечивает следование большинства приемлемым общим правилам, веру в общие ценности на основе взаимного доверия и справедливости. Взаимопомощь и альтруизм внутри солидарных общностей рассматриваются как невозможные без третьего фундамента солидарности - общности чувств социальных субъектов, связанной с общностью их жизненных миров.