Архив статей журнала
Введение. В статье предпринята попытка описать структурную модель готовности к саморазвитию у курсантов военно-медицинского вуза. Проанализированы трактовки понятий «готовность» и «готовность к саморазвитию». На основе кластерного анализа проведено эмпирическое исследование, которое позволило уточнить структурную модель готовности к саморазвитию курсантов военно-медицинского вуза.
Материалы и методы. В исследовании принимали участие 222 курсанта (в возрасте от 17 до 23 лет), обучающихся по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» в Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова. Применены общенаучные методы исследования: анализ, моделирование, индукция и дедукция, кластерный анализ. Для исследования отдельных структурных компонентов были применены следующие методики: тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, Шкала экзистенции, А. Лэнгле и К. Орглер, тест «Готовность к саморазвитию», опросник «Самоорганизация деятельности» (Е. Ю. Мандрикова), опросник Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха, методика диагностики мотивации избегания неудач Т. Элерса, методика определения толерантности к неопределенности (С. Баднера), методика «Способность самоуправления» Н. М. Пейсахов, методика диагностики степени готовности к риску А. М. Шуберта.
Результаты. На основе анализа литературных источников и эмпирического подтверждения предложена структурная модель готовности к саморазвитию. С помощью кластерного анализа были выявлены кластеры: мотивационно-волевой, когнитивно-оценочный, рефлексирующе-эмотивный, которые уточнили характеристики выделенных компонентов готовности к саморазвитию.
Обсуждение и выводы. На основе кластерного анализа представлена уточненная структура готовности к саморазвитию, включающая в себя компоненты: рефлексирующе-эмотивный, мотивационно-волевой и когнитивно-оценочный.
Ведение. В статье рассматривается проблема формирования социальной перцептивной готовности старших дошкольников с нарушением зрения к взаимодействию со сверстниками на эмпирическом этапе исследования его закономерностей и особенностей. Обосновывается актуальность специальной тифлопедагогической коррекционно-развивающей методики, разработанной по результатам констатирующего эксперимента и апробированной в ходе обучающего эксперимента, формирования
у них социально-перцептивной готовности к взаимодействию со сверстниками.
Материалы и методы. Обозначена одна из задач проводимого исследования – определение места и роли тифлопедагогической работы с дошкольниками с нарушениям зрения по развитию у них умений и навыков взаимодействия со сверстниками с обоснованием эффективности вышеназванной тифлопедагогической коррекционно-развивающей методики. Перечислены основные методы выявления эффективности формирования у старших дошкольников с нарушениями зрения социально-перцептивной готовности к взаимодействию со сверстниками.
Результаты. Обоснована актуальность структуры, содержания, тифлопедагогического инструментария коррекционно-развивающей методики в формировании социально-перцептивной готовности старших дошкольников с нарушениями зрения к взаимодействию со сверстниками. Выделен основной критерий оценивания эффективности тифлопедагогической коррекционно-развивающей методики – повышение у дошкольников с нарушениями зрения уровня социально-перцептивной готовности к взаимодействию со сверстниками. Определены критерии оценивания повышения уровня социально-перцептивной готовности, с учётом компонентов её характеризующих: – повышение уровня чувственно-понятийной основы восприятия внешнего облика и поведенческих реакций объекта социальной перцепции; продуктивность развития и актуализации представлений образа лица человека, образов эмоций, поз; продуктивность развития речеповеденческого компонента социальной перцепции. По данным контрольного эксперимента её реализация оказывает статистически достоверное позитивное влияние на уровень социально-перцептивной готовности старших дошкольников с нарушением зрения к взаимодействию со сверстниками.
Обсуждение и выводы. Проведенным исследованием обоснована значимость специальной коррекционно-развивающей методики, позволяющей эффективно решать актуальные и значимые для личностного развития детей задачи, связанные с проблемой формирования у старших дошкольников с нарушением зрения социально-перцептивной готовности к взаимодействию со сверстниками