ISSN 1818-6653 · EISSN 2713-1327
Язык: ru

ВЕСТНИК ЛЕНИНГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. А.С. ПУШКИНА

Архив статей журнала

Экологическая грамотность глазами школьников и педагогов (2024)
Выпуск: 4 (2024)
Авторы: Алексеев Сергей Владимирович

Введение. В статье предпринята попытка осмысления феномена экологической грамотности как первого уровня экологической культуры. Представлены результаты исследования отношения школьников и педагогов к структуре экологической грамотности, эффективным методикам ее формирования. Целью проведенного исследования стало выявление ключевых составляющих экологической грамотности на основе сравнительного анализа позиции школьников и педагогов к пониманию
экологической грамотности как первого уровня экологической культуры. Актуальность проведенного исследования состоит в специальном обращении в пространстве экологической культуры к ее первому уровню – экологической грамотности. Новизна
результатов позволяет не только дать характеристику экологической грамотности, но и обозначить ее таксономию.

Материалы и методы. Были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы, сравнительный анализ, метод аналогий, анкетирование, математическая обработка результатов и их интерпретация. Проведено осмысление результатов социально-педагогического исследования 2023 г., направленного на понимание экологической грамотности как функциональной грамотности педагогами и школьниками (выборка: 4599 учащихся и 3480 педагогов). В статье представлены результаты исследования экологической осведомленности (узнавания) школьников (четыре сопоставимых сравнительных исследований, проведенных А. Павловым в 1902 г. (выборка: 100 респондентов, учащиеся в возрасте 11–15 лет), С. Алексеевым в 1991, 2012 и 2023 гг.).

Результаты. Сделаны выводы по совпадению и различиям в позициях педагогов и школьников в отношении экологической грамотности и методиках (технологиях) ее формирования. Показана взаимосвязь экологической грамотности и экологической идентичности человека. Представлен возможный вариант таксономии экологической грамотности. На основе известных таксономий целеполагания Б. Блума, Дж. Марзано, О. Е. Лебедева, В. Н. Максимовой, В. П. Симонова и др. нами предлагается таксономия экологической грамотности в следующем виде: 1) узнавание природных объектов, явлений, процессов; 2) понимание научных знаний для характеристики природных объектов, явлений, процессов; 3) применение творческого подхода
к характеристики природных объектов, явлений, процессов; 4) анализ целостности (комплексности, междисциплинарности) полученной характеристики; 5) оценка результата для использования в повседневной жизни; 6) рефлексия процесса получения
результата. Предлагается вариант учебного модуля формирования экологической грамотности учащихся и программа повышения квалификации педагогов для формирования методической компетенции по формированию экологической грамотности
учащихся. Программа повышения квалификации учителей включает три модуля, тесно связанных между собой: это методики экологического обучения, экологического воспитания и экологического просвещения. Представлен вариант итогового контроля курса повышения квалификации педагогов в контексте сформированности профессиональной компетентности педагога в единстве его воспитательной, вопросной, методической, просветительской и других компетенций.

Обсуждение и выводы. В статье особо отмечается важность интеграции экологического образования и просвещения в формировании экологической грамотности школьников.

Сохранить в закладках