Архив статей журнала
Выявлен комплекс взаимосвязанных стратегических, технологических и организационных проблем развития научной периодики в России. Обоснована необходимость выделения в стратегических документах, определяющих научно-технологическую политику, и в структуре государственного управления научно-технологической сферой самостоятельного направления политики и управления системой периодических научных изданий, как единым объектом управления, единой национальной сетью научных журналов. Предложены и обоснованы меры по соотношению национальной сети научных журналов и фронта ведущихся в стране научных исследований; по балансу глобального и национального языков науки при сохранении заметности российских изданий и авторов на глобальном уровне; по развитию самоорганизации в науке и восстановлению ведущей роли редколлегий и коллегиальных форм работы; по подчинению инфраструктуры, редакционно-издательского процесса и рецензирования редколлегиям.
В статье рассматриваются основные положения монографии А. Л. Андреева «Российское образование в Пушкинскую эпоху: система, институциональная структура, социокультурные среды». Монография А. Л. Андреева привлекает внимание тем, что развитие образования в России первой половины XIX в. показано в ракурсе историко-социологического подхода, что позволяет выявить глубинные закономерности развития социокультурной и интеллектуальной среды, продемонстрировать связь культурной среды российского общества первой половины XIX в. с развитием образовательных практик и институтов. Автор на большом историческом материале демонстрирует роль образования как ключевого фактора социальной и культурной динамики.
В рецензии анализируются основные темы монографии. Особое внимание уделяется влиянию образования на такие качественные характеристики социума, как «духовная атмосфера», «креативная среда», «новая интеллектуальная среда». Прослеживается формирование институциональной основы образования. Особое внимание рецензентом обращается на формирование новой для того времени идеологии образования, когда образованию придавался характер государственного проекта, требовавшего планомерных государственных решений. Вслед за автором рецензент размышляет об уникальном характере складывающейся университетской системы, о вкладе России в мировые достижения теории и практики образования.
Научный потенциал рецензируемой монографии состоит в том, что автор даёт глубокий социологический анализ изменений российского социума той эпохи: развитие новых социальных практик, социальных институтов, зарождение гражданского общества, формирование новых социокультурных и интеллектуальных сред.