ISSN 2308-6416 · EISSN 2413-6891
Языки: ru · en

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Архив статей журнала

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОПОТРЕБЛЕНИЯ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ (2023)
Выпуск: Том 11 № 3 (2023)
Авторы: Ларина Елена Викторовна

Рост уровня смертности вследствие употребления наркотиков, в том числе среди несовершеннолетнего населения, увеличение количества зарегистрированных лиц с синдромом наркотической зависимости, а также современные характеристики наркотизации актуализируют социальный запрос на анализ практик профилактики наркопотребления в России и других странах. В статье представлены результаты обзора специализированных статистических данных и информационных источников. Рассмотрены антинаркотические профилактические меры либерально-ограничительного и репрессивного характера. Осуществлён анализ действующих стратегий профилактики в зарубежных странах: в США, европейских странах, Китае, Японии и Южной Корее, а также анализ антинаркотических профилактических мер в России. Выявлена бо льшая эффективность программ профилактики либерально-ограничительного подхода, направленных на развитие защитных социальных навыков и навыков преодоления стресса, помощь в выстраивании позитивного межличностного взаимодействия и здоровых внутрисемейных отношений, - по сравнению с профилактикой репрессивного подхода. Социальные практики последнего строятся на ужесточении наказаний и на запугивании, что ведёт к повышению уровня латентности наркопотребления, росту опасений обращения за специализированной помощью и усугублению вредных последствий для организма потребителей, отсутствию достоверных статистических данных. Обоснован вывод о том, что для повышения эффективности профилактики наркопотребления в России целесообразно критически оценить и использовать опыт стран, ориентирующихся на ограничительный подход, сместить акцент с запугивания и ужесточения наказания наркопотребителей на развитие позитивных социальных навыков и разработку дифференцированных программ поддержки и просвещения разных групп населения.

Сохранить в закладках
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ АДАПТАЦИОННЫХ ПРАКТИК (НА ПРИМЕРЕ ПРИРОДОСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ) (2024)
Выпуск: Том 12 № 4 (2024)
Авторы: Зорина Анна Евгеньевна

Исходным положением анализа, предпринятого в статье, является утверждение о том, что одним из способов передачи социального опыта в границах концепции адаптации можно считать наставничество, которое выступает ресурсом процесса вхождения в пространство социальных и профессиональных отношений. Проблемой для научного социологического анализа выступает выявление наличия и особенностей экологических практик субъектов - наставников - родителей и педагогов - и тех, на кого должен быть ориентирован процесс наставничества. Эмпирической базой анализа являются данные репрезентативного социологического опроса населения России из многолетнего исследовательского проекта мониторингового типа. Данные показывают, что подростки применяют в своей повседневной жизни природоохранные практики, ориентируясь на семейный опыт в большей степени, чем на опыт наставников - педагогов. Слабая эффективность наставничества в направлении формирования практик осознанного экологического поведения связана с тем, что эти практики не реализуются самими педагогами - наставниками. Более того, ситуация с экологическими практиками отражает общее положение с влиянием наставничества на формирование практик адаптации к социальной среде, что, в свою очередь, обусловлено спецификой социального самочувствия самих наставников.

Сохранить в закладках