Архив статей журнала
В статье представлены результаты изучения этнической идентичности и этнической толерантности как значимых элементов массового сознания россиян. Эмпирической базой служат репрезентативные социологические исследования в Российской Федерации, данные Фонда «Общественное мнение», исследование в Кабардино-Балкарской Республике, данные глубинных интервью с экспертами Кабардино-Балкарии. Отмечается, что этническая сложность РФ закреплена в общественном и доктринальном дискурсе, находит отражение в Конституции страны и Стратегии государственной национальной политики. Исследования показывают, что при высоком уровне этнической идентичности среди россиян поддерживается и высокий уровень межэтнической толерантности, необходимый для обеспечения процессов общероссийской консолидации. Наиболее ёмким индикатором межэтнической толерантности служит представление о недопустимости насилия в разрешении межнациональных и межрелигиозных противоречий; пошатнуть устоявшийся консенсус может нарушение справедливости в сфере межнациональных отношений. В период с 2010 по 2021 гг. общество развернулось в сторону принятия многонационального характера России, уровень положительных оценок российской многонациональности вырос с 34 до 52 %. Нормативная межэтническая толерантность, выражающаяся в готовности принимать людей других национальностей в качестве граждан РФ и жителей региона своего проживания (республики, области, города, села), превышает 70%. Этническую идентичность и межэтническую толерантность можно рассматривать в качестве устойчивых доминант массового сознания, прочно укоренённых на уровне представлений, социальных практик и социальных институтов, активно влияющих на процессы нациестроительства и национально-гражданской консолидации. Делается вывод, что в регионах России складываются уникальные модели и форматы нациестроительства, обусловленные не только федеральной и региональной политикой этнической и российской идентичности, институционализацией этничности в республиках, но и повседневными, исторически сложившимися и укоренёнными в местном сообществе традиционными формами межэтнического (и межрелигиозного) взаимодействия и соционормативными практиками межэтнической толерантности.