ISSN 2308-6416 · EISSN 2413-6891
Языки: ru · en

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Архив статей журнала

ВОСПРИЯТИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖЬЮ ЮГА РОССИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ) (2023)
Выпуск: Том 11 № 3 (2023)
Авторы: Бинеева Наталья Камильевна, Магранов Алексей Сергеевич

Актуальность исследования восприятия молодёжью социально-экономических и политических процессов в стране обусловлена социальным запросом на понимание готовности молодых людей принимать участие в экономическом развитии страны, её политической жизни, приемлемых для неё форм миграционного и гражданского поведения, определения уровня протестного потенциала. Целью статьи является выявление взаимосвязи тенденций в оценках студенческой молодёжью социально-экономической и социально-политической ситуации с такими характеристиками, как зависимость от социально-психологического самочувствия, материальное положение, уровень доверия политическим институтам и политическому курсу, миграционные и протестные установки. Эмпирической базой анализа выступают данные исследований, проведённых среди студенческой молодёжи Юга России в период с 2017 по 2022 год Южно-Российским филиалом ФНИСЦ РАН. Анализ выявил противоречивость состояния общественного сознания студенческой молодёжи как в оценке социально-экономической ситуации, так и социально-политического положения в стране. Несмотря на то, что представления о будущем у студентов размыты, их миграционные установки по сравнению с 2017 годом практически не изменились и соответствуют общероссийским тенденциям. Установлено, что студенческая молодёжь Юга России не проявляет особого интереса к политике (как и российская в целом), но в то же время выражает высокий уровень персонифицированного доверия президенту РФ и армии в большей степени, чем политическому курсу власти в целом. Студентам Юга России близки идеи социальной справедливости, свободы слова и выражения политической позиции, а также налаживания дружеских взаимоотношений с Западом. Установлен тренд снижения за последние 5 лет оценок возможности выражать свои политические взгляды при высоком уровне правосознания, а также рост допустимости противозаконных форм протеста с усилением недоверия власти и её политическому курсу.

Сохранить в закладках
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ О СМЫСЛАХ ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ (2023)
Выпуск: Том 11 № 1 (2023)
Авторы: Селиверстова Нина Анатольевна, Зубок Юлия Альбертовна

В статье выявляются особенности соотношения терминальных (развитие способностей, потребность в познании, общая культура) и инструментальных (диплом, возможность сделать карьеру, престиж) смыслов образования на основе сравнительного анализа соответствующих представлений студентов высшей школы и других групп учащейся молодёжи либо учащейся молодёжи в целом. Методологическая база исследования - концепция саморегуляции жизнедеятельности молодёжи. Анализ связей терминальных и инструментальных смыслов образования и других элементов социокультурного механизма саморегуляции жизнедеятельности (архетипов, ментальных черт, ценностных ориентаций на знания, габитуальных установок, субкультурных смыслов), принадлежности к базовым типам культур позволил определить тенденции отношения к образованию студенческой и учащейся молодёжи. Тенденция инструментализации ценностного отношения к образованию студентов вузов и в целом учащейся молодёжи имеет устойчивый характер. Выявлено, что смыслы образования менее значимо коррелируют с архетипами и менталитетом. Субкультурные смыслы как свойства поколения, содержащие в себе различного рода «активности» и элементы демонстративного поведения, имеют значимые связи с инструментальными смыслами образования и, напротив, в некоторых случаях их отрицание - с терминальными. Подобная парадоксальность соотношения терминальных и инструментальных смыслов образования студенческой молодёжи зафиксирована и в корреляциях с отрицанием принадлежности к инновационному и духовному типам базовой культуры, что существенно отличает её от учащейся молодёжи. Как социокультурные факторы формирования представлений о смыслах образования студенческой молодёжи выделены тип поселения, уровень дохода, уровень образования родителей.

Представления о смыслах образования студентов вузов рассмотрены в соотношении с институциональной регуляцией высшей школы. Сделан вывод о том, что устойчивая тенденция инструментализации отношения студенческой молодёжи к образованию согласуется с таким направлением целенаправленной регуляции высшей школы, как практикоориентированность образовательных программ. Образование понимается как средство повышения управляемости своей жизнью, а значит - повышения уровня социальной определённости.

Сохранить в закладках