Архив статей журнала
В статье представлено «промежуточное» замечание о методе политической философии Лео Штрауса и его позиции. Представлено разночтение понятий «ученый», «философ», «историк политической философии», «политический ученый», используемые Штраусом в целях описания самоидентификации. Демонстрируется исходная философская позиция Штрауса, исходящая из демонстрации философии как способа обращения к «человеческому миру», к опыту действительной жизни в противовес философии трансцендентных сущностей. Особое внимание уделяется критике историцизма. Статья преследует задачу положить начало устранению лакуны в исследованиях Штрауса в России. Эта лакуна заключается в отсутствии постановки вопроса о различии ученого или историка философии с одной стороны, и философа с другой. Разделы «Единство интенционала», «Историк и история политической философия» и «Проблема политической философии: историцизм» призваны сосредоточить прочтение наследия Штрауса по линии рефлексии на место исследователя философии в истории, отношение к историческому и политической философии в связывающих её проблемах. Аналитический характер данного исследования исключает возможность прямолинейных выводов.
Статья посвящена рассмотрению взаимодействия принципиальных положений в политической философии. Автор формулирует принципы Канта и Арендт, а затем разбирает «Лекции по политической философии Канта» Ханны Арендт относительно их базовых положений. Рассматривается универсальный кантовский принцип о разделении мира «должного» и мира «фактического», в котором не существует сферы политического, и его взаимодействие с базовым положении Арендт о разрыве политической и этической сфер. В статье показывается, что это приводит к напряжению в политико-философских построениях. Автор этого добивается посредством помещения «Лекций по политической философии Канта» в пространство работ Канта и корпуса работ Арендт. Делается вывод о том, что напряжение во взаимодействии принципов актуализирует политическую конструкцию по отношению к реальности.