Архив статей журнала
Настоящая статья посвящена вопросам структуры и организации непрерывного профессионального образования педагогов в Республике Гана, освещению некоторых проблемных зон в политике непрерывного педагогического образования, обозначению рекомендаций по развитию непрерывного профессионального образования педагогов в Республике Гана. Исследование представляется актуальным в контексте усиления влияния стран Африканского континента на формирование международной политической, культурной и образовательной повестки. Автор статьи опирается на актуальные теоретические источники и сведения, представленные на официальных сайтах организаций, вовлеченных в реализацию программ непрерывного профессионального образования педагогов в Республике Гана, а также экспериментальные и статистические данные, опубликованные по результатам исследований удовлетворенности педагогов школ Ганы содержательным наполнением, организацией и эффективностью форм и средств реализации таких программ. В ходе изучения обозначенных вопросов автор статьи приходит к выводу, что к реализации программ непрерывного профессионального образования педагогов привлекаются как государственные (Министерство образования, Служба образования Ганы и др.), так и негосударственные организации. Повышение квалификации педагогов реализуется в рамках Политики профессионального развития и управления «доуниверситетским» образованием, Рамочной программы непрерывного профессионального развития, инициатив профессиональных педагогических сообществ школ или образовательных объединений и др. Вертикаль непрерывного образования педагогов представлена программами бакалавриата университетских колледжей, магистерскими и постдипломными программами. Отдельную нишу занимают инициативы по поддержке молодых педагогов. К проблемным зонам непрерывного педагогического образования в Республике Гана относятся вопросы неопределенности юридического статуса некоторых форм непрерывного образования, проблема недостатка материальных ресурсов, мотивации и системы поощрения педагогов, диверсификации форм реализации непрерывного образования. В качестве рекомендаций по оптимизации программ непрерывного образования педагогов предлагается внедрение принципа «снизу вверх», исходящего в формировании программ из определяемых самими педагогами потребностей и дефицитов, и акцент на трансформационный подход к профессиональному развитию учителей, способствующий качественному преобразованию профессиональных компетенций педагогов.
В статье показаны параметры и результаты исследования особенностей распространения научно-методических продуктов в рамках деятельности научно-методических центров сопровождения педагогических работников на базе университетов. Осуществлен обзор литературы об особенностях внедрения в образовательный процесс образовательных и методических разработок в рамках формирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Проанализировано понятие «трансфер научно-методических продуктов», описаны условия распространения научно-методических продуктов в целях развития профессионального мастерства педагогических работников. Рассматриваются результаты анкетирования научно-методических центров касательно наиболее востребованных разработок педагогических университетов для субъектов научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, в том числе актуальной тематики методических пособий и рекомендаций, учебно-методических материалов, научных статей и монографий, диагностических материалов, дидактических и цифровых разработок; показателей внедрения научно-методических продуктов в образовательных организациях различного уровня; а также механизмов оценки результатов внедрения научно-практических продуктов. В статье описаны количественные и функциональные характеристики, а также потенциал использования федерального цифрового ресурса научно-методического сопровождения педагогических работников - Навигатора методических разработок в решении задач трансфера научно-методических разработок в условиях формирования единого образовательного пространства. Делается упор на возможностях взаимодействия научно-методических центров, институтов развития образования и иных образовательных организаций в вопросах совершенствования трансфера научно-методических продуктов в практику образования.