Архив статей журнала

ТУРБУЛЕНТНОЕ "ТРИДЦАТИЛЕТИЕ" РОССИИ (1989-2019): ТЕМЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Пефтиев Владимир Ильич

Россия 1989-2019 гг. - поучительная эпоха, вобравшая в себя трагедию распада Советского Союза, неоднозначные социально-экономические преобразования и возрождение суверенитета страны-цивилизации. Эпоха турбулентная по всем критериям и сферам анализа (экономика, политика, идеология, культура, менталитет). Авторский поиск сосредоточен на выявлении опорных точек взаимодействия (со знаками плюс и минус) идей и власти в современной истории России. Выдвинута версия о том, что распад Советского Союза имел место из-за социально-политической аритмии (неадекватное целеполагание; конфликтное национальное самоопределение; реформаторский популизм; накопленная слабость государства, подрыв вертикали власти ). Последний фактор недостаточно изучен в общественной литературе, между тем он является, на наш взгляд, катастрофическим для судей Советского Союза и связан с а) предоставлением директорам государственных предприятий избыточных полномочий и б) реорганизацией, а то и ликвидацией общесоюзных министерств. Введен в научный оборот и аргументирован концепт «либеральный этатизм» для обобщения экономической политики президента России с начала XIX века. В статье прослежено влияние кризиса глобализации (с 2009 г.) на метаморфозы базовых понятий в политологии (конфронтационная конкуренция, инклюзивность экономики, отход от взаимозависимости к самодостаточности). Россия выходила из санкций, кризисов, потрясений, опираясь на потенциал стрессоустойчивости либерального этатизма, государственно-частного партнёрства. Названы уроки неординарного опыта России: прагматичность подхода к соотношению силы государства и силы рынка, способность к мобилизации и восстановительному росту, модернизации ОПК. Высказаны прогнозы относительно развития ситуации в мире после СВО России на Украине.

Сохранить в закладках
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЦЕННОСТНАЯ СИСТЕМА И ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Коряковцева Ольга Алексеевна

В статье поднимается актуальная проблема воспитания и становления молодых граждан России. По мнению автора, только развитие социального, политического и культурного пространства на основе традиционных российских ценностей обеспечит цивилизационный суверенитет страны. В информационный век особым фактором формирования гражданственности молодежи становится процесс самоидентификации, который во многом связан с поиском самих себя и становлением гражданского мировоззрения в системе социальных сетей. Последние нормативно-правовые документы, принятые на федеральном уровне, подчеркивают актуальность задачи воспитания подрастающего поколения на основе системы традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в которых отражена самобытность России: многовековая дружба народов, сохранение национальных культур и традиций. В статье подчеркивается, что гражданское мировоззрение личности проявляется в активной общественной и политической деятельности, в понимании и реализации своего долга Гражданина на благо Отечества. Но представляя «портрет современного молодежного лидера», то есть социально-активного молодого гражданина, автор видит стремление не к общественной пользе, а к собственному развитию и личной карьере. Многочисленные социологические исследования подтверждают, что мотив общественной пользы у подрастающего поколения ослаблен. Представленные в статье результаты исследования РИСИ РАН по выявлению отношения молодежи к развитию России и готовности её к гражданской ответственности за свою страну подтверждают, что только более 50 % представителей опрошенной молодежи из 43 регионов понимают свой гражданский долг и ощущают личную ответственность за будущее страны. В заключении подчеркивается необходимость на основе уже принятых нормативно-правовых документов выстроить единую государственно-общественную систему становления и формирования самосознания и гражданственности молодежи России, определив конкретные задачи задействованных в этой работе государственных и общественных структур.

Сохранить в закладках
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ СТРАН АФРИКИ К РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Личак Наталия Алексеевна, Руденко Лариса Дмитриевна

В условиях современной глобализации университет помимо своих классических функций по передаче знаний и подготовке профессиональных кадров для национальной экономики, привлекает в образовательный и научно-исследовательский процессы не только российских студентов, но и иностранную молодежь. За счет вовлечения иностранных студентов в общеуниверситетские мероприятия происходит их приобщение к российской политической культуре. Во многих случаях это является ярким проявлением академической дипломатии, активным актором которой является Ярославский государственный технический университет. На основе выступлений официальных лиц, научных исследований, пост-релизов международных саммитов в статье сформировано представление об особенностях стратегического сотрудничества России и стран Африки в современных условиях, в том числе в рамках отдельного университета. В работе анализируются особенности восприятия иностранными студентами российской политической культуры, рассматриваются возможные направления их политической социализации. В этой связи делается попытка изучить академическую площадку Ярославского государственного технического университета как проводника российской политической культуры за рубежом. Авторы делают вывод, что университет, реализующий образовательные, научно-исследовательские и социальные проекты, активно вовлекается в общественную дипломатию. Лидирующее положение вуза в обществе, его международная активность, высокие научные достижения позволяют внести значимый вклад в российско-африканское сотрудничество. Посредством привлечения студентов с африканского континента вуз старается заинтересовать общество другой страны своим культурным наследием, что является главной целью публичной дипломатии.

Сохранить в закладках