Архив статей журнала
В статье определены ключевые факторы, формирующие финансовую грамотность студентов российских университетов: постановка студентами жизненных целей, приоритеты жизнедеятельности студенческой молодёжи; планирование и реализация студентами личного бюджета; культура финансового поведения студентов и другие. Обосновано, что студенческая молодёжь российских университетов в большинстве имеет значительные резервы для повышения своей финансовой грамотности. Представлены гендерные различия, свойственные студентам - юношам и девушкам - в процессе формирования их финансовой грамотности. В частности, девушки в силу более ответственного подхода к обучению готовы тратить дополнительное время на своё развитие в финансовой сфере, посещая факультативные и элективные занятия. Девушки-студентки более заинтересованы в изучении технологий планирования личного бюджета и уверены в важности формирования своих жизненных целей уже на этапе обучения в вузе, в то время как больше половины опрошенных юношей-студентов не думали о формировании своих жизненных целей. Девушки более ориентированы на строгое ведение учёта доходов и расходов, среди юношей-студентов практика учёта доходов и расходов распространена реже. Девушки почти в полтора раза чаще, чем юноши, стараются сначала что-то отложить на крупные покупки, а оставшиеся деньги тратят на текущие нужды. В целом, 47% студентов не сберегают денежные средства, среди них юношей оказалось в 4 раза больше, чем девушек. Выявленные гендерные особенности важно учитывать при организации учебного процесса в вузах в рамках преподавания дисциплин, направленных на формирование универсальной компетенции студентов - «экономическая культура, в том числе финансовая грамотность».
Российская экономика и финансовый рынок столкнулись с широким спектром вызовов в условиях беспрецедентного санкционного давления. Оперативно принятые Банком России и Правительством РФ антикризисные меры стабилизировали ситуацию, сфокусировав повестку на дальнейшее развитие российской экономики и финансового рынка в новых реалиях. Учитывая, что экстраординарное изменение обстоятельств, по всей видимости, надолго и будет иметь структурные последствия, требуется выработка системных решений в отношении развития финансового рынка, переориентация экономики на инновационные рельсы с целью обеспечения технологического суверенитета. Для такого перехода в условиях сокращения инвестиционного потенциала страны, существенную роль играют «длинные деньги», о чём неоднократно говорил Президент России. Перспективным способом решения проблемы могут служить сбережения населения, как один из возможных существенных источников инвестиционных ресурсов для отечественной экономики. Однако, важно понимать - существуют ли сегодня условия для формирования сбережений населением и возможности их дальнейшего инвестирования в экономику страны. Сегодняшнее социально-экономическое положение страны, а также состояние финансового рынка отражает возможности реализации различных моделей финансового поведения населения, обусловленные такими факторами как доход, доверие и доступность, которые нашли своё отражение в «эффекте 3Д». Автором выделены данные факторы как основополагающие при формировании программы экономического поведения индивидуума, когда речь идёт о располагаемом ресурсном потенциале, а также среде, в которой реализуется программа. В ходе проведённого исследования выявлено, что составляющие «эффекта 3Д» отражают негативные тенденции в формировании финансового поведения граждан, в частности, их сберегательно-инвестиционных стратегий. В связи с чем остро встают вопросы, связанные с обеспечением качественного нового уровня ресурсной базы, а также среды ее реализации.