Архив статей журнала
Ключевым условием оказания своевременной и качественной медицинской помощи является наличие достаточного количества квалифицированных медицинских кадров. При этом общей для современных систем здравоохранения проблемой становится кадровый дефицит и, как следствие, высокая нагрузка на медперсонал, сопряжённая с риском врачебных ошибок и профессионального выгорания. Другая проблема связана с развитием медицинских технологий и оборудования, а также цифровизацией множества процессов, что требует от медработников постоянного расширения своих компетенций. Отсюда - необходимость поиска решений, касающихся, во-первых, привлечения и стимулирования медицинских кадров, во-вторых, снижения нагрузки на врачебный и средний медицинский персонал и, в-третьих, повышения квалификации медицинских специалистов. В статье представлен обзор направлений научных исследований, которые в целях решения указанных проблем в рамках московской государственной системы здравоохранения проводятся под эгидой НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы (НИИОЗММ ДЗМ). Представлены результаты исследований, касающиеся качества медицинского образования; развития системы наставничества; работы институтов оценки квалификации медицинских специалистов; повышения роли и расширения функций медицинских сестёр; использования в медицинских организациях труда работников без медицинского образования; траекторий профессионального и карьерного роста медицинских специалистов; развития компетенций для работы с пациентами иной этнокультурной и конфессиональной принадлежности; повышения эффективности сопровождения пациентов с несколькими хроническими заболеваниями; роли медицинских работников в формировании у населения приверженности принципам здорового образа жизни; условий труда и движения кадров в столичном здравоохранении; оценки интеллектуального потенциала медицинских организаций.
Статья посвящена V юбилейному научно-методическому форуму организаторов здравоохранения “Организационные решения - каркас столичного здравоохранения”. Рассматриваются вопросы системы здравоохранения, новые технологии и трансформации в этой системе.
В современном мире, насыщенном информационными технологиями и ресурсами, особую роль начинает играть их качество и достоверность, полезность для аудитории. Сегодня каждому гражданину, имеющему доступ в интернет, доступна возможность изучения интересующей медицинской информации. Но запросы для поиска могут носить не только ознакомительный характер, например, об имени и квалификации специалиста, о месте расположения медицинской организации и так далее. Часто граждане запрашивают информацию непосредственно для постановки себе диагноза, для самолечения, назначения медицинских препаратов. Масштаб проникновения социальных сетей в жизнь населения даёт возможность комментировать диагноз, общаться в форумах по интересующим заболеваниям, в том числе онкологическим, а также по вопросам их профилактики. Одним из приоритетных направлений национального проекта «Здравоохранение», принятого по итогам заседания Президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г., является снижение показателей смертности от новообразований, в том числе злокачественных (до 185 случаев на 100 тыс. населения), и для достижения этой цели в том числе разрабатываются методы дополнительного информирования населения об онкологических заболеваниях, мерах их профилактики. Необходимо также учитывать, что от достоверности медицинского информирования зависит правильное использование полученной информации гражданами, следовательно, оно является важным и неотъемлемым условием сохранения и укрепления здоровья населения. В статье изложены результаты применения авторской методики автоматизированного процесса сбора и систематизации данных поисковых запросов в социальных сетях жителей Республики Татарстан при изучении информационных потребностей по теме онкологии. Выявлено, что экспертная информация лишь частично удовлетворяет информационные потребности населения по теме онкологии, соответственно, выдвинутая перед началом исследования гипотеза была подтверждена.
Аналитические материалы, выборочные наблюдения и опросы свидетельствуют о значительных проблемах в доступности и качестве медицинской помощи российскому населению, различающемуся по условиям проживания, платежеспособности, возрасту и иным признакам. Цель данного исследования - выявить особенности формирования доступности медицинских услуг российского здравоохранения в условиях новой экономической реальности и определить направления её повышения. Эмпирическая база исследования - данные официальной статистики РФ, международных организаций, материалы выборочных наблюдений и опросов, обработанные методами сравнительного анализа, группировок, экспертных оценок. Основные результаты исследования: обоснование в качестве важнейшего инструмента преодоления неравенства в доступности и качестве медицинской помощи проектов социальной направленности федерального и регионального уровней, которые содержат набор дифференцированных мер, адресуемых конкретным группам населения, живущим в различных условиях. Рассмотрено влияние коммерциализации системы здравоохранения на уровень доступности медицинской помощи для городского населения и граждан, проживающих в малых сельских и труднодоступных населённых пунктах; обоснована необходимость социальной поддержки отдельных слоёв населения в связи с расширением сегмента платных медицинских услуг за счёт государственно-частного партнёрства. В ходе исследования значимости федеральных и региональных проектов социальной направленности с ориентацией на запросы конкретных групп населения показана важность взаимодействия и взаимодополнения различных секторов экономики и медицинских организаций в предоставлении телемедицинских консультаций и других услуг, необходимость активизации профессиональной подготовки врачей и медицинского персонала с использованием дистанционных форм обучения и последующей аккредитацией. Показана значимость разработки региональных социальных стандартов как комплекса взаимосогласованных управленческих практик и решений по повышению качества и доступности услуг в социальной сфере.