Архив статей журнала
В статье анализируются данные 30-го раунда исследования «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения», проведённого НИУ «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и ООО «Демоскоп» в 2021 году. Респонденты, которые принимали участие в этом раунде, были разделены на три группы: 1 - люди, которые родились в тех же городах и сёлах, где живут сейчас; 2 - люди, которые родились в других местах, но поселились в этом населённом пункте в возрасте моложе 16 лет (как правило, их привезли родители); 3 - люди, которые переселились на своё нынешнее место жительства в возрасте 16 лет и старше. Многие респонденты из группы 1, которые никогда никуда не переселялись, ничего не хотят менять в своей жизни. Поэтому они чаще остаются одинокими и (или) бездетными, и реже имеют трех и более детей, чем респонденты из групп 2 и 3. Однако в группе 3 много людей сожительствует со своими партнёрами или партнёршами без регистрации брака, а доля бездетных среди сожителей в разы больше, а среднее число детей у них меньше, чем у законных супругов. По мнению автора, на переселение в другой регион или в другую страну способны в основном люди, которые не боятся связанных с этим трудностей. Те из них, для которых семья и дети являются жизненно важными ценностями, не опасаются также и трудностей, связанных с созданием семьи. В семьях мигрантов установка на создание семьи с несколькими детьми чаще передаётся от родителей к сыновьям, чем к дочерям.
Статья посвящается обоснованию необходимости учёта влияния демографического фактора при разработке приоритетных нормативно-правовых актов в сфере социально-экономического развития и, в первую очередь, регулированию рынка труда, целесообразности их максимального подчинения интересам региональной демографической политики. Такая необходимость остро стоит в таких регионах со сложной демографической ситуацией, как Республика Северная Осетия-Алания (РСО-Алания). По данным Росстата, республика находится в категории субъектов РФ, в которых население сокращается как за счёт естественной убыли, так и за счёт отрицательного сальдо миграции. По мнению специалистов, улучшение параметров естественного и механического (миграционного) движения населения с учётом реализации лишь специальных проектов, программ и стратегий, невозможно. Важным аспектом решения указанных задач является демографическая экспертиза нормативных актов, регулирующих те или иные направления общественной жизни региона. С помощью демографической экспертизы можно определить, насколько актуально были учтены демографические особенности региона, тенденции и перспективы воспроизводства населения и его отдельных сегментов при подготовке нормативно-правовых актов. Соответственно, предоставляется возможность своевременного внесения изменений в те или иные акты. В ходе экспертизы даётся также профессиональная оценка возможному влиянию реализуемых специальных проектов, программ и стратегий на характеристики воспроизводства населения. Такая экспертиза не проводилась в большинстве регионов России и, в том числе в, РСО-Алании.
Статья посвящена особенностям демографической политики КНР с 1949 по 2023 годы. Автор на основе анализа данных переписей населения, законодательных актов и результатов исследования китайских учёных выделяет три основных периода политики контроля над рождаемостью: 1) с 1949 г. до 1970-х гг. отсутствие последовательной единой государственной политики в области деторождения; 2) с 1970-х гг. до 2015 г. ограничение рождаемости, реализация курса на однодетную семью; 3) с 2015 г. снятие ограничений на рождение второго, а с 2021 г. - и третьего ребёнка в семье, стимулирование рождаемости. Планирование семьи благоприятно отразилось на экономическом развитии китайского общества и улучшении качества жизни его граждан. Помимо положительных моментов современная демографическая ситуация КНР характеризуется и рядом проблем, из которых наиболее актуальны старение населения, дисбаланс в соотношении полов и сокращение доли людей трудоспособного возраста. Изменения в структуре населения вызвали изменения в демографической политике КНР: переход от антинатализма к пронатализму. В настоящее время государство концентрирует своё внимание на выработке комплекса законодательных, социально-экономических и культурно-просветительских мер, направленных на материальную поддержку семей с детьми, расширении сети дошкольных учреждений, увеличении продолжительности декретного отпуска, пропаганду традиционных (конфуцианских) семейных ценностей. Размеры социальной помощи зависят от количества детей в семье и расширяются с рождением каждого последующего ребёнка. Автор полагает, что в будущем возможно не только увеличение мер стимулирования рождаемости, но и расширение помощи однодетным семьям, концентрация внимания властей на улучшении качественных характеристик населения, что в конечном итоге должно смягчить актуальные для китайского общества проблемы старения, дисбаланса полов и уменьшения доли людей трудоспособного возраста.
В статье рассматривается становление и развитие основных направлений исследований рождаемости населения в СССР в 1960-е - 1980-е гг., когда после свёртывания в 1930-х-1950-х гг. изучения демографических проблем (руководители государства опасались, что в ходе таких исследований будут выявлены тяжёлые демографические последствия социальных потрясений первых десятилетий советской власти) оно вновь интенсифицировалось. В работе показаны историческая преемственность данного процесса, проблемы, которые ставились на разных его этапах, формирование новых подходов и методов изучения рождаемости. В научных трудах, касающихся рассматриваемого нами времени, обобщённо описаны тенденции рождаемости в Советском Союзе. В качестве концептуальной основы использовался социалистический закон народонаселения. Однако в дальнейшем стало очевидно, что с его помощью нельзя объяснить новые тенденции в воспроизводстве населения и учёные стали работать над другими теоретическими подходами, в том числе, методологией демографического перехода. В 1970-е гг. был осуществлён научный сдвиг в рассматриваемой области, был опубликован ряд трудов, оставивших заметный след в изучении рождаемости. В 1980-е гг. активность изучения рождаемости и репродуктивного поведения несколько уменьшилась, в том числе из-за ограничений, наложенных на количество публикуемых статистических показателей. В целом, в рассматриваемый период проведена большая и кропотливая работа по исследованию рождаемости, в опубликованных статьях и монографиях проанализированы её количественные и качественные параметры.
Тема исследования - воспроизводство населения регионов России в целом за 1992-2024 гг. и его основные составляющие. Объект исследования - постоянное население регионов России в целом Цель исследования - выявить среди всех регионов России в целом за эти годы группы, типичные по относительным параметрам воспроизводства населения в них и по их составляющим - факторам этого процесса. Методы исследования - демографический статистический анализ, построение относительных показателей для корректного межрегионального сравнения. Источник статистики для расчётов - Росстат. Результаты исследования: регионы России ранжированы по относительному уровню воспроизводства населения - индексу жизненности и его составляющим-факторам. Выделено 7 групп территорий, из которых лишь в одной не было депопуляции за 33 года. Остальные группы включают регионы от самых демографически неблагополучных до балансирующих на грани депопуляции и естественного прироста. Составляющие-факторы объясняют сложившуюся ситуацию в каждой из групп. Регионы, имеющие высокий уровень социально-экономического развития, компенсируют естественные потери межрегиональной и зарубежной миграцией, пополняя свою половозрастную структуру, прежде всего, молодым населением, и уровень депопуляции в них умеренный. Прочие территории РФ, теряя молодое население миграционным путём, лишь усугубляют депопуляцию. «Мягкий» уровень депопуляции в Азиатской России объясняется, помимо прочего, низкой долей населения в возрасте 65 лет и старше. Один из факторов этого - значительный отток населения в трудоспособном и пенсионном возрасте, особенно, в 1990-е годы.
VI Международная научно-практическая конференция «Социальная динамика населения и человеческий потенциал» прошла 20–21 июня 2024 года. Она была организована ИСЭПН ФНИСЦ РАН при поддержке Отделения общественных наук РАН, НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения Москвы (НИИОЗММ ДЗМ), НИИ статистики Росстата, Вологодского научного центра (ВолНЦ) РАН и кафедры социологии семьи и демографии МГУ имени М. В. Ломоносова.
Представленная работа посвящена изучению социокультурных особенностей населения Арктической Карелии и выявлению связей между этими особенностями и практиками воспроизводства человеческого капитала. Информационную основу составили данные опроса населения рассматриваемого региона (n=1042), осуществлённого осенью 2023 года. Решались задачи выявления значений социокультурных характеристик населения Арктической Карелии, а также их соотношения с планируемыми мерами и практиками респондентов в области воспроизводства человеческого капитала. Были выдвинуты гипотезы о связи между социокультурными характеристиками «избегание неопределённости» и «долгосрочность целеполагания» - с одной стороны, и характеристиками деятельности респондента - с другой. Применялись методы дисперсионного анализа, H-критерий Краскала-Уоллиса, тесты Тьюки (Tukey HSD test) и Даннета (Dunnett’s test). В результате исследования были выявлены социокультурные особенности населения Арктической Карелии. Подтвердились предположения о том, что значение показателя «избегание неопределённости» у предпринимателей ниже, чем в группе работающих по найму (бюджетная сфера и частный сектор), в то время как значение измерителя «долгосрочность целеполагания» наоборот - выше. Эти различия мы связываем также с особенностями возрастных групп, а также половой принадлежности респондентов. Представленные результаты вносят вклад в концептуальное обновление научной и информационной базы институционального проектирования Российской Арктики и призваны повысить качество управления.
Фискальный федерализм в России является необходимостью, что определяет зависимость регионов и закономерности их развития. Как распределяются дотации, что при этом происходит с качеством жизни и какие меры возможно предпринять для повышения эффективности расходования федеральных бюджетов, какие закономерности можно выявить, рассмотрев базовые показатели в динамике развития регионов России. В российской централизованной бюджетной системе средства распределяются по непрозрачным критериям. Финансовая помощь менее развитым регионам необходима, но при отсутствии прозрачности не даёт положительного эффекта. Без поддержки и совершенствования финансовых связей теряется стабильность экономики регионов. Нарушение принципов бюджетного федерализма приводит к ослаблению государства, нестабильности бюджета, снижению эффективности экономической политики и качества жизни населения. Правительством России при формировании бюджетных программ уделяется большое внимание показателю валового регионального продукта. Валовый региональный продукт и численность населения в большинстве регионов не являются взаимосвязанными ввиду наличия различных факторов, влияющих на данную связь. Наибольший интерес в рамках данного исследования представляют субъекты Российской Федерации, оказавшие значительный прирост численности населения и валового регионального продукта. Зависимость показателей среди лидеров роста понятна, но в большинстве регионов необходимо учитывать их индивидуальные особенности. Необходимость развития региональных связей - одно из условий повышения эффективности. Экономическое и социальное выравнивание регионов возможно за счёт преодоления границ: как транспортных, так и коммуникационных, что, соответственно, будет способствовать выравниванию уровня и качества жизни населения в России.
В статье анализируется количественная, пространственная, расселенческая динамика русского населения в Эстонии в период 2000-2021 гг., изучаются сдвиги в его возрастной структуре и гендерном соотношении. Исследование подтвердило сохранение в 2000-2010-е гг. двух эпицентров системы расселения русских, включающих северо-восток Эстонии (уезд Ида-Вирумаа) и столичный субрегион (Таллин и уезд Харьюмаа). Компактное расселение, ограниченный уровень естественной убыли и близкое к нулю сальдо миграции русского населения страны способствовали значительному снижению его демографических потерь, темпы которых были минимальными в пределах всего нового зарубежья России (10,3% за 2000-2021 гг.). Незначительной в сравнении с другими постсоветскими странами была и степень деформации половозрастной структуры русских в Эстонии. Совмещение данных благоприятных факторов работает на сохранение в ближайшие десятилетия сценария замедленного сокращения русской общины страны. Но такая демографическая устойчивость не исключает серьёзных проблем, связанных с активным оттоком в столичный субрегион части русских (прежде всего, молодёжи и людей трудоспособного возраста). Следствием этого процесса является ускоренная убыль и быстрое старение большинства региональных групп русского населения. В настоящее время в 10 из 15 уездов Эстонии средний возраст русских превышает 50 лет, что делает неизбежным заметный рост их естественных потерь в перспективе 10-20 лет. К середине века две самые маленькие и возрастные региональные группы русских (уезды Сааремаа и Хийумаа) могут почти полностью прекратить существование; в 1,8-2,5 раза может сократиться русское население еще 6-7 уездов страны. Данный геодемографический сценарий будет сопряжён с ощутимым сокращением общей системы расселения русских в Эстонии, и сверхконцентрацией их в столичном субрегионе, на который в 2045-2050 гг. может приходиться порядка 65-70% русского населения страны.
В России на всех уровнях власти наблюдается низкое качество управления демографическими процессами. Слабость государственной политики в сфере семьи и воспроизводства населения связана с низким уровнем её информационно-аналитического сопровождения. В результате действующая система мер демографической и семейной политик не позволяет обеспечить расширенное воспроизводство населения и поддержать институт семьи. Одним из наиболее важных направлений совершенствования обеих форм государственной политики является обеспечение её разработки и реализации необходимой информацией, для чего нужен мониторинг решений, принимаемых федеральными и региональными органами власти. В статье рассматриваются принципы и подходы к осуществлению такого мониторинга. Он должен иметь два основных направления. В рамках первого оценивается качество концептуальных документов, определяющих контуры политики: рассматриваются их цели, задачи и принципы и проверяются на предмет отсутствия взаимных противоречий и наличия нацеленности на решение именно демографических и семейных проблем в указанные сроки. Второе направление показывает, как заявленные теоретические принципы и подходы реализуются на практике. Оно позволяет определить финансовые затраты на реализацию политики, выявить применяемые формы помощи семьям и их вклад в семейный бюджет, а также сравнить регионы между собой по объёмам и формам помощи. Рассматриваемый мониторинг поможет повысить качество государственного управления территориями на федеральном и региональном уровнях при реализации демографической и семейной политик, упростить органам власти всех уровней процесс принятия решений в области демографии.
6 марта 2024 г. в Институте социально-экономических проблем народонаселения им. Н. М. Римашевской (ИСЭПН) ФНИСЦ РАН состоялась ежегодная Международная научно-практическая конференция «Римашевские чтения «Сбережение населения России: здоровье, занятость, уровень и качество жизни», ставшая седьмой с начала её проведения. Организаторами выступили ИСЭПН ФНИСЦ РАН и Отделение общественных наук РАН.
Основной целью статьи является анализ процессов старения в миграционном контексте. Приводится краткий обзор основных направлений тематических исследований, раскрывающих взаимосвязи старения и миграции: влияние миграции трудоспособного населения и старения населения на рынок труда, демографическую и социальную нагрузку. Рассматриваются методы оценки влияния социально-демографических факторов на региональные особенности старения населения России. На данных Росстата (ЕМИСС) проведена проверка гипотез влияния двух эффектов миграции, замедляющих (компенсирующих) процесс демографического старения: 1) высокий миграционный прирост сдерживает темп старения, 2) интенсивная эмиграция пожилого населения способствует замедлению процесса демографического старения и позволяет регионам оставаться в группе наименее «старых». При этом первоначальная гипотеза о том, что регионы с миграционным приростом будут сохранять более молодой возрастной состав, - не подтвердилась. Напротив, наиболее высокий положительный миграционный прирост характерен для наиболее старых регионов. Это объясняется первичностью факторов воспроизводства населения (рождаемости и смертности) - именно они, а не миграция, определяют возрастной состав населения и его изменения в динамике (в отличие от темпа старения). Выявлены взаимосвязи между ожидаемой продолжительностью жизни и старением населения по регионам, изменение доли пожилых людей в зависимости от миграционного прироста, разработана типология регионов по темпам старения и миграционному приросту. Рассмотрена зависимость темпов старения населения по регионам от уровня отдельных макроэкономических показателей.
- 1
- 2