Архив статей журнала
В данной статье представлены результаты исследования возможностей и проблем профессионального развития кадрового потенциала в условиях построения единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в аспекте особенностей муниципальной системы образования (МСО). Исследование проводилось в 2023 году, в нем участвовало 7343 респондента из 5 регионов РФ, в том числе, новых регионов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, а также Республики Карелия, Кировской и Ярославской областей. Автор статьи приводит теоретический анализ исследований функционирования и развития муниципальной системы образования как составной части региональной и федеральной систем образования; показывает особенности построения МСО как совокупности всех образовательных учреждений, независимо от их форм собственности и административного подчинения, находящихся на территории данного муниципального образования, взаимодействующих между собой и с муниципальными органами управления образованием в интересах населения. В статье предложен анализ документов федерального уровня, регламентирующих формирование единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических кадров (ЕФС НМС), показаны возможности МСО для реализации государственной образовательной политики, а также для построения муниципальной системы научно-методического сопровождения педагогических кадров (МС НМС) как сегмента региональной системы (РС НМС). В статье предложено описание и спецификация инструмента исследования анкет-опросников для педагогических работников и руководителей системы образования. Показаны данные, полученные в процессе анализа общих результатов исследования с учетом особенностей управления и функционирования муниципальной системы образования в сфере подготовки и профессионального развития педагогических кадров: принципов и ценностей построения МС НМС; направлений совершенствования МС НМС; возможностей использования объединений, служб, ресурсов на муниципальном уровне для профессионального развития кадров. На основе выявленных в процессе исследования проблем, имеющих наибольшее значение для МСО, предложены некоторые эффективные способы и первоочередные задачи муниципального органа управления образованием по совершенствованию процесса профессионального развития кадрового потенциала.
В данной статье дано описание и приведено обоснование применению оценочного комплекса «Самодиагностика профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций». Модель оценки основана на требованиях профессионального стандарта руководителя образовательной организации. Критериями являются отдельные требования профессионального стандарта в двух позициях: «я знаю» и «я умею». Методика применима для оценки профессиональных компетенций руководителей, заместителей руководителей общеобразовательных организаций и кадрового резерва. В статье представлены результаты самодиагностики компетенций на примере руководителей сельских образовательных организаций. Выявлено, что респонденты лучше всего владеют умением вести финансово-хозяйственную деятельность, умеют работать в инновационном режиме, нацелены создавать безопасные условия. Наибольшие проблемы были выявлены со сформированностью компетенции «управление развитием». Для преодоления собственных дефицитов респонденты стремятся к самообразованию, участвуют в деятельности профессиональных сообществ. Применение данного диагностического инструмента показало, что уровень компетенций руководителей сельских школ Ярославской области оценивается как «достаточный» и «высокий», а также были выявлены профессиональные дефициты руководителей сельских школ и их зоны ближайшего развития. По результатам самодиагностики выявлены наиболее хорошо сформированные компетенции и обозначены дефицитарные зоны. Авторы подчеркивают, что самодиагностика не дает полных результатов о компетенциях руководителя и его профессиональных дефицитах, поэтому должна дополняться исследованием достигнутых результатов самой образовательной организации и дополнительными формами диагностик. Кроме того, результаты самодиагностики могут служить основой для разработки индивидуальных планов развития руководителей, определения потребностей в обучении и развитии, а также формирования программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.