СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА МИРА
Архив статей журнала
Потребность в трансформации форм архитектурного произведения под влиянием изменяющихся условий — нередкая проблема в жизни памятника архитектуры. Вопреки сложившимся традициям охраны памятников, в последние десятилетия это начинает вызывать не только какие-то новые дополнения к историческому объекту, но частичное изменение самого памятника, исторических особенностей, послуживших основанием для его охраны. На примерах Антверпена, Москвы, Вены, Мадрида рассмотрены преобразования разного масштаба, указывается, что новая тенденция наиболее заметно проявляется по отношению к наследию конца XIX — середины XX в. В статье подчеркивается, что причину трансформаций можно увидеть в прагматических трудностях поддержания растущего количества поздних памятников, а также в идеологии глобализма, скептически оценивающего значение исторического наследия.
Статья посвящена вопросам современного понимания задач сохранения и использования памятников архитектуры. В начале XXI в. повысилась актуальность решения вопроса
о том, что составляет культурную ценность памятника, что должно быть предметом его охраны. Современная практика показывает, что сохранение объекта наследия как совокупности его историко-культурных достоинств — это сложная задача, особенно если параллельно решаются проблемы приспособления памятника к современному использованию. Появляется тенденция сузить задачи сохранения наследия, чаще всего за счет уменьшения поддержки «общего решения» и акцентирования роли сохраняемых и реставрируемых фрагментов и деталей. Примеры, рассмотренные в статье, показывают, что определение предмета охраны играет сегодня важнейшую роль в приспособлении исторического здания, в сохранении или трансформации его образа.
Динамические процессы среды жизнедеятельности, рост пригородных поселений,
изменения, связанные с социально-экономическим развитием крупных городов, порождают возникновение новых «пограничных» жилых планировочных единиц. В теории и практике градостроительства формируются новые подходы к развитию пригородных зон, акцентируется роль стратегического планирования так называемых окраинных поселений, их статус, типология, модели развития. В статье предлагается к обсуждению обзор новейших морфологических типов пригородных жилых планировочных единиц, основанный на изучении палитры современной практики воплощения (на примере города Красноярска).
Профессиональное понимание «природно-ориентированных» градостроительных объектов радикально разнится с практикой проектирования жилых районов массового домостроения. Происходит безудержное уплотнение новейших районов, возрастает скорость возведения жилища, как бы в выполнение национальных программ по доступному жилищу и созданию комфортной среды жизнедеятельности. При этом наблюдается лишение граждан развернутого предложения по выбору типов квартир, элементарных условий ежедневного кратковременного отдыха «на пороге города», доступности сред и системы объектов социальных гарантий. Отдельной проблемой нужно считать отсутствие общественных пространств и ориентацию на некое соседство с природными фрагментами. Не происходит внедрения конструктива умной архитектуры, решающей территориальные инженерные проблемы, например, остроумно и мастерски применяемые в конструктах «парков дождей» в структуре отдельных архитектурных объемов, идей закрытых жилых эко-фабрик, снижающих нагрузку загрязнения города, и многих других, формирующих уникальные архитектурно-градостроительные комплексы. Прослеживается несоответствие возвышенных идеологем, содержащих стратегические «формулы» уникальных природно-ориентированных сред жизнедеятельности современного жителя мегаполиса формализованным решениям жилищной «массы».
Музеи в Японии появились после открытия страны, завершившего двухвековой период самоизоляции, как результат политики вестернизации. Перенимались многие европейские изобретения, распространявшиеся по Японии как результат достижений западной цивилизации. Была заимствована и основа европейской музейной системы, соответственно, появился и новый тип зданий — музей. С конца XIX в. музеи в Японии получили широкое распространение, и в каждый исторический период их архитектура становилась отражением тех поисков и экспериментов, которые вели японские специалисты на пути самоопределения национальной культуры. Все основные течения и переломные моменты в истории страны Новейшего времени отражает архитектура японских музеев. В статье ставится цель проследить этапы становления и развития музейной системы в Японии
и изменение архитектурно-художественного образа музеев в зависимости от обретения ими новых функций.
Статья посвящена приемам и методам внедрения элементов уличного искусства в пространство современных российских городов. Рассматриваются механизмы появления муралов в диалоге со сложившейся архитектурной средой крупных и малых городов РФ. В статье выделены основные форматы появления элементов уличного искусства в отечественной практике — международные и всероссийские фестивали стрит-арта, разовые масштабные акции, локальные стратегии развития отдельных городов. Опыт российских городов рассматривается в контексте общемирового процесса повышения визуального разнообразия сложившейся традиционной застройки и затрагивает как положительные, так и отрицательные результаты подобного взаимодействия.
Методология дизайн-мышления, разработанная в университете Стэнфорда, состоит из стадий: эмпатии, фокусировки, генерации идей, выбора идей, прототипирования и тестирования. В статье рассматривается первый и один из важнейших этапов методологии — эмпатия. Эмпатия позволяет поставить себя на место другого человека и постичь его эмоциональное состояние. Представлены инструменты, используемые на этапе эмпатия, применительно к процессу архитектурного проектирования. Проведенное исследование показало, что эмпатия и весь процесс дизайн-мышления органично вливается в архитектурное проектирование, обогащая и дополняя его и выдвигая на более качественный уровень. Внедрение эмпатии в архитектурное проектирование решает многие задачи, поставленные перед современным архитектором.
В статье рассматривается проблема методологии архитектурного творчества в части совокупного рассмотрения понятийного и образного мышления применительно к архитектуре. В тексте предпринимается попытка выявить переходы между ними на примере концепций трех башен, придуманных профессором Ю.П. Волчком в рамках своей научной и проектной деятельности.