Архив статей журнала
Введение. Проблема иного - не репрессивного воздействия на лиц, признанных виновными в совершении преступлений в отечественном уголовном праве и законодательстве, на сегодняшний день не является решенной, вызывая острую полемику на всех уровнях ее обсуждения. Это в том числе касается вопросов классификации мер подобного рода, их соотношения с наказанием, пределов применения, самого статуса и т.д.
Методы: методологическую основу данного исследования составили базовые положения диалектического метода познания, общенаучные и частно-научные методы, такие, как сравнительно-правовой, конкретно-социологический, формально-логический, системный и исторический.
Результаты. Существует достаточно стойкая направленность иных мер уголовно-правового характера, применяемых за преступления против интересов Российской Федерации.
Во-первых, использование их потенциала должно происходить исключительно в случаях совершения преступлений определенного рода, во-вторых, целесообразность их применения как в дополнение к наказанию, так и самостоятельно, видится в случаях отказа виновного от сотрудничества [12, с. 63] в части выявления иностранных агентов или агентов влияния (иноагентов), а также непримиримости к существующей власти и транслируемой ею идеологии, в-третьих, все они в той или иной степени строятся на ограничениях и лишениях базовых конституционных прав и свобод человека.
Поставлен вопрос о видовой дифференциации средств принуждения в отношении определенных групп преступлений, который на данный момент в современной литературе практически не обсуждается, находясь за пределами отечественной уголовно-правовой доктрины. Вместе с тем именно данное направление развития иных мер уголовно-правового характера представляется приоритетным, а постановка вопроса об их классификации выглядит крайне своевременной и актуальной.
Решение этой проблемы с неизбежностью повлечет за собой и ответы на многие другие вопросы как теоретического, так и сугубо практического свойства, облегчив таким образом решение глобальной задачи - противодействия преступности. Что характерно, в нашем случае речь идет о противодействии ее определенной направленности, а именно, создающей угрозы интересам Российской Федерации.
Введение. Статья посвящена анализу внесенных в 2024 году изменений в определение крупного и особо крупного размера как криминообразующего признака в ст. 194 УК РФ в условиях перманентной гуманизации уголовного законодательства.
Методы. В ходе исследования использованы методы познавательного действия, методы операции, эмпирические методы и метод прогнозирования.
Результаты. Проанализирован ход законотворческой работы, результатом которой стали внесенные изменения в ст. 194 УК РФ в части увеличения крупного и особо крупного ущерба как криминообразующего признака и нового примечания, определяющего иные размеры для отдельных видов товаров.
Представленные в статье мнения представителей бизнес-сообщества, ученых, сотрудников правоохранительных органов, аналитическая и статистическая информация в совокупности позволили прийти к выводу о недостаточности повышения криминообразующих крупного и особо крупного размера уклонения от уплаты обязательных публичных платежей во внешнеэкономической деятельности.
Дана критическая оценка новому примечанию, которое нивелирует принцип определённости уголовного закона. Высказана авторская позиция о целесообразности синхронизации крупных и особо крупных размеров в таможенных и налоговых преступлениях.
Введение. Часть 1 статьи 356 Уголовного кодекса Российской Федерации закрепляет одно из наиболее общественно опасных преступлений, признанных всем мировым сообществом, - военные преступления. Диспозиция состава в качестве альтернативных действий предусматривает применение запрещенных международными договорами Российской Федерации средств ведения войны.
Однако в уголовном законе не содержится конкретизации таких средств, что создает проблему для квалификации преступления.
Анализ таких договоров позволяет сформировать конкретные запреты, нарушение которых следует рассматривать в качестве совершения объективной стороны военного преступления.
В настоящее время данный вопрос весьма актуален, поскольку в мире происходит большое количество вооруженных конфликтов и совершаются подобные преступления. Отстаивая неотвратимость наказания за совершение военных преступлений, Россия, соблюдая нормы международного права, должна иметь юридическую возможность применения механизма такой ответственности. Поэтому представленный анализ является актуальным и интересным.
Методы. Применены методы описания, анализа, сравнения и системный метод исследования.
Результаты. Результатами работы стали итоговая оценка проанализированных международных договоров Российской Федерации, закрепляющих запреты применения конкретных средств ведения войны, и формирование рекомендаций по совершенствованию положений диспозиции ч. 1. ст. 356 Уголовного кодекса Российской Федерации для более эффективного применения и квалификации военных преступлений.