Архив статей журнала
Введение. Цель статьи состоит в обобщении результатов теоретических, методологических и методических исследований социального капитала организации, а также в описании диагностического инструментария для его оценки. Исходя из определения социального капитала организации как единого смыслового пространства, объединяющего сотрудников организаций, выделены его основные компоненты, которые могут быть подвергнуты измерению: доверие, приверженность целям и ценностям, сформированные нормы взаимодействия, репутация организации.
Методы. Теоретический и методологический анализ выявил основные принципы исследования социального капитала, что позволило создать обобщающую модель для его изучения, на основе которой предложена валидизированная методика его измерения с подсчетом индекса консолидации (ИКСКО).
Результаты. Исходя из модели показано, что основные его компоненты могут быть качественно и количественно определены, а накопленный социальный капитал может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Введено понятие «консолидация социального капитала организации», отражающее единство его основных компонентов.
Выявлены различия в структуре социального капитала в зависимости от социально-демографических характеристик персонала организаций.
Проведены и описаны эмпирические исследования, подтверждающие теоретические и методологические подходы к исследованию социального капитала организаций в различных сферах деятельности: бизнесе, образовании, а также в аспекте поколенческих различий.
Введение. Представлены результаты эмпирического исследования базовых убеждений и привязанности в зависимости от уровня воспринимаемой курсантами организационной поддержки. Цель исследования заключается в выявлении психологических особенностей уровневых различий воспринимаемой курсантами организационной поддержки.
Методы исследования: опросник воспринимаемой организационной поддержки; Шкала базисных убеждений; методика «Интервью о привязанности для взрослых»; методика диагностики уровня профессионального выгорания В. В. Бойко. Для выявления значимых различий изучаемого феномена применен сравнительный и многомерный дискриминантный анализ.
Результаты. Обнаружено, что высокий уровень воспринимаемой организационной поддержки наблюдается при эмоциональной вовлеченности в служебную деятельность. При этом курсанты чувствуют себя частью команды и разделяют ее цели и ценности, демонстрируют высокое чувство долга перед ней. Достижения организации приравниваются к собственным. Готовность курсантов брать на себя ответственность за неудачи и стремление их устранить дополняются чувствительностью к справедливости, верой в доброту и потребностью в социальных контактах. Установлено, что преобладает мотивация на помощь в достижении целей организации, что проявляется в участии курсантов в различных проектах и мероприятиях, направленных на развитие организации и повышение ее эффективности.