Архив статей журнала
Введение. Феномен «профессионального выгорания» вызывает особый интерес в научных кругах. Несмотря на множество проведенных исследований природы его возникновения и динамики, отсутствует единство понимания способов профилактики и коррекции произошедших в результате деформации личности изменений ее психических и социально-психологических функций.
В своих работах А. К. Маркова отмечает, что представители профессий типа «человек - человек», постоянно работающие с людьми, имеют опасность подвергаться профессиональной деформации в большей степени, чем сотрудники профессий «человек - техника», «человек - природа» [11, с. 308].
Разделяя позицию автора, отметим, что в условиях повышенной ответственности, напряженности и роста предъявляемых требований, не всегда соответствующих внутренним ресурсам, данный вопрос приобретает особое звучание.
Разрушительное действие оказывается на протекание психических процессов и состояний личности, что влечет деструктивные изменения в профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Призвание полицейских - защита от преступных и иных противоправных посягательств в условиях профессионального выгорания, в частности, деперсонализации (халатного отношения к своим обязанностям и циничного отношения к гражданам), становится, фигурально выражаясь, «прозрачным». Именно поэтому важно своевременно определить лиц, наиболее склонных к профессиональному выгоранию, выявить признаки, свидетельствующие о его возникновении, сформировать инструментарий, способствующий активизации адаптационного потенциала и расширению туннельного мышления, вызванного стрессовыми обстоятельствами.
Методы. В качестве психодиагностического инструментария были выбраны: методика оценки адаптационных способностей «МОАС», разработанная на основе факторов теста Кеттелла. Она позволила оценить на основе анализа ответов респондентов выраженность таких их личностных характеристик, как «замкнутость - общительность», «эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость», «робость - смелость», «доверчивость - подозрительность», «уверенность в себе - тревожность», «расслабленность - напряженность»; опросник выгорания К. Маслач (в адаптации Н. Е. Водопьяновой), с помощью которого определена степень выраженности профессионального выгорания по трем шкалам: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений; статистический анализ данных (критерий корреляции Пирсона).
Результаты. По итогам исследования были определены четыре группы респондентов с высоким, удовлетворительным, низким, неудовлетворительным уровнями адаптационных способностей. Выявлено, что большинство исследуемых (70,5 %) обладают недостаточным адаптационным потенциалом для совладания со стрессовыми ситуациями, рациональной оценки предъявляемых требований и личностных ресурсов.
Кроме того, сотрудники с низким уровнем адаптационных способностей в большей степени подвержены профессиональному выгоранию, в частности деперсонализации.
Введение. Представлены результаты эмпирического исследования базовых убеждений и привязанности в зависимости от уровня воспринимаемой курсантами организационной поддержки. Цель исследования заключается в выявлении психологических особенностей уровневых различий воспринимаемой курсантами организационной поддержки.
Методы исследования: опросник воспринимаемой организационной поддержки; Шкала базисных убеждений; методика «Интервью о привязанности для взрослых»; методика диагностики уровня профессионального выгорания В. В. Бойко. Для выявления значимых различий изучаемого феномена применен сравнительный и многомерный дискриминантный анализ.
Результаты. Обнаружено, что высокий уровень воспринимаемой организационной поддержки наблюдается при эмоциональной вовлеченности в служебную деятельность. При этом курсанты чувствуют себя частью команды и разделяют ее цели и ценности, демонстрируют высокое чувство долга перед ней. Достижения организации приравниваются к собственным. Готовность курсантов брать на себя ответственность за неудачи и стремление их устранить дополняются чувствительностью к справедливости, верой в доброту и потребностью в социальных контактах. Установлено, что преобладает мотивация на помощь в достижении целей организации, что проявляется в участии курсантов в различных проектах и мероприятиях, направленных на развитие организации и повышение ее эффективности.