Архив статей журнала
Введение. Сегодня особую опасность представляют преступления, совершаемые участниками организованной преступной деятельности. Принимая во внимание обстановку, складывающуюся в России, и развитие информационно телекоммуникационных технологий, автор полагает, что назрела необходимость исследования данного вопроса.
Цель: в настоящем исследовании рассматриваются основные направления организованной преступной деятельности, в том числе сложившиеся в процессе развития информационных технологий.
Методы: методологической основой является всеобщий диалектический метод познания противодействия организованной преступности в процессе развития общественных отношений и цифровизации.
Автором при написании статьи были использованы общенаучные (логический, системно-структурный) и частнонаучные (изучение правовой статистики и нормативных правовых актов, анализ информационных ресурсов) методы познания.
Материалами исследования послужили нормативные правовые акты и научная литература, посвященные современным способам борьбы с организованной преступной деятельностью, а также данные о состоянии преступности на территории Российской Федерации и правоприменительная практика по исследуемой проблеме.
Результаты: в проведенном исследовании анализируются современные направления организованной преступной деятельности. Большое внимание уделяется незаконному обороту наркотиков, оружия, использованию информационного пространства в деятельности организованных преступных структур. Отдельного рассмотрения заслуживает коррупционный аспект организованной преступной деятельности.
На основе проведенного исследования автором предлагаются меры по противодействию современным направлениям организованной преступности.
Введение. В статье рассматривается проблема законодательного противодействия появившимся в последнее время в информационном пространстве сети «Интернет» новым формам девиантного поведения. Наибольшую общественную опасность среди существующих в настоящее время его разновидностей представляют треш-стримы.
С применением общенаучного и частно-научных методов, а также метода системного формально-юридического анализа сделана попытка определения некоторых общих положений, касающихся возможности привлечения организаторов и участников треш-стримов к уголовной, а также в некоторых случаях к административной ответственности. С позиции теории уголовно-правовой науки, а также имеющейся в настоящее время правоприменительной практики проанализирован ряд законопроектов, подготовленных общественностью и законодателями, которые рассматриваются в настоящее время в качестве законодательных инициатив.
В частности, законопроект о внесении изменений и дополнений в уголовное законодательство, предлагающий установить уголовную ответственность за совершение подобных деяний в сети. Предметом исследования выступают федеральные законы, нормативные акты и документы, регулирующие общественные отношения в сфере борьбы с криминальными проявлениями девиантного поведения в сети «Интернет».
Материальную базу исследования составили работы отечественных ученых-криминалистов по исследуемой проблеме, а также материалы периодической печати и судебно-следственной практики.
Методы. Методологическую основу данного исследования составили базовые положения диалектического метода познания, общенаучные и частно-научные методы, такие как сравнительно-правовой, конкретно-социологический, формально-логический, системный и исторический, позволившие сформулировать некоторые общие выводы.
Результаты. В результате исследования установлена актуальность системного формально-юридического подхода, начиная с законодательного закрепления понятий, относящихся к признакам треш-стримов, сделана попытка сформулировать общие условия криминализации подобного рода явлений, названы и проанализированы законодательные инициативы и предложения, направленные на борьбу с треш-стримингом.
Кроме того, делается вывод о сложности уголовно-правовой квалификации треш-стрима в качестве деяния, закрепленного в Уголовном кодексе Российской Федерации в виде конкретной уголовно-правовой нормы в связи с формальным отсутствием признака общественной опасности и противоправности, а также о необходимости дополнительной работы над законопроектами, учитывая в т. ч. мнение научной общественности.