Архив статей журнала
Введение. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в 2024 году вступил в силу Федеральный закон «О пробации в Российской Федерации». Принятие данного закона не только положило начало развитию нового этапа в уголовно-исполнительной политике государства, связанного с формированием комплексной системы ресоциализации осужденных лиц, но и породило некоторые проблемные вопросы, связанные с реализацией его положений.
Необходимость исследования психологической работы как направления пенитенциарной пробации вызвана тем, что действующее законодательство применительно к пенитенциарной пробации имеет ряд дискуссионных, непроработанных положений, затрудняющих использование профилактического потенциала психологической работы для коррекции поведения осужденных.
При этом психологическая работа занимает значимое место в комплексе мер коррекции поведения осужденного, поскольку предоставляет возможность комплексно подготовить еще отбывающих наказание осужденных к жизни, труду и взаимодействию с другими членами социума вне стен исправительных учреждений.
Методология. В исследовании применялись методы формально-логический, статистический, системного анализа, метод экспертного опроса.
Результаты проведенного исследования показывают, что психологическая работа является эффективным направлением, предназначенным для ресоциализации осужденного, однако действующее законодательство применительно к пенитенциарной пробации имеет ряд дискуссионных, непроработанных положений, затрудняющих использование профилактического потенциала психологической работы для коррекции поведения осужденных.
Для решения выявленных проблем в первую очередь необходимо предусмотреть в качестве одного из средств исправления осужденных - психологическую работу, а также скорректировать законодательство, регламентирующее деятельность психологов ФСИН, путем устранения выявленных по результатам исследования недостатков.
Введение. В статье рассматриваются методические основы формирования готовности будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы к реализации функций пробации. Пробационные мероприятия требуют от специалистов особых знаний и навыков, связанных с оценкой риска рецидива, ведением учетно-аналитической работы и взаимодействием с различными социальными институтами. Представлены подходы к подготовке будущих специалистов, включая теоретические и практические аспекты обучения. Обосновывается важность разработки и внедрения психологических программ, направленных на формирование необходимых профессиональных и личностных качеств у будущих специалистов.
Методы: анализа, сравнения и моделирования. Рассматривается модель формирования готовности будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы к выполнению функций пробации. Пробация как институциональная форма контроля и реабилитации правонарушителей требует от специалистов специфических знаний и навыков. Выделяются ключевые компоненты модели и предлагаются механизмы ее реализации в образовательных организациях ФСИН России.
Результаты. Формирование готовности будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы к реализации функций пробации - это приоритетная задача, требующая внимательного подхода к образовательным методам и программам подготовки. В этом контексте авторы выделили несколько ключевых аспектов, которые должны быть достигнуты при подготовке курсантов образовательных организаций ФСИН России (понимание концепции пробации; формирование профессиональных компетенций; разработка методологии обучения; социальная и психологическая подготовка; практическое взаимодействие и т. д.).
Данные аспекты помогут повысить качество подготовки будущих сотрудников, что в свою очередь будет способствовать эффективной реализации функций пробации в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.