Архив статей журнала
Введение. Осуществление оперативно-розыскной деятельности должностными лицами субъектов ОРД и лицами, оказывающими им конфиденциальное содействие, объективно требует сокрытия значительного объема информации о них самих, а также об используемых ими оперативно-розыскных средствах и методах.
Однако объективная реальность, в которой осуществляется ОРД, зачастую не позволяет скрыть сам факт и обстоятельства ее осуществления. В таких условиях тактически более выгодно и рационально замаскировать осуществление оперативно-розыскной деятельности под иные виды социальной активности, используя для этого негласно-конспиративный инструментарий, к которому относятся так называемые документы прикрытия - документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе. Российское оперативно-розыскное законодательство регламентирует их использование крайне скупо и нелогично, что порождает теоретические и практические проблемы использования данного функционально-правового института ОРД. В данной работе автор анализирует современную нормативную правовую регламентацию указанной сферы.
Методы. В исследовании применялись общенаучный диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический методы и метод контент-анализа. Это позволило выявить доказательства нормативного правового дефицита в части регламентации правомерного и безопасного оборота специальных химических веществ оперативно-розыскного назначения при предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, розыске преступников.
Результаты. На основе проведенного анализа целого ряда федеральных законов выявлены несогласованные и противоречивые положения отдельных статей, призванных регламентировать использование субъектами ОРД документов прикрытия. Это порождает коллизионность их юридической интерпретации и последующей реализации в практической деятельности.
Исследование позволило автору констатировать определенную ущербность правовой регламентации использования субъектами и участниками ОРД документов прикрытия и необходимость скорейшей оптимизации системы нормативной регламентации рассматриваемой сферы в соответствии с предлагаемыми аутентичными подходами. В заключении автором формулируются отдельные предложения по толкованию действующих правовых норм и их редакционной коррекции.