Архив статей журнала
В 2024 году исполняется 150 лет со дня рождения Елены Фабиановны Гнесиной - выдающегося педагога, пианистки, общественного деятеля, основателя и руководителя комплекса музыкальных учебных заведений. Статья посвящена личности и творческому наследию Е. Ф. Гнесиной. Данная работа основана на материалах из фондов Мемориального музея-квартиры Гнесиной, где полностью сохранена прижизненная обстановка и большой архив семьи Гнесиных: письма, нотная и книжная мемориальная библиотека, концертные программы, афиши, фотографии и другие артефакты, а также личные вещи музыканта. Ценными источниками для статьи явились публикации сотрудников музея, связанные с жизнью и творчеством Е. Ф. Гнесиной. В статье представлен многогранный образ Е. Ф. Гнесиной, дается характеристика ее уникального наследия, которое было непосредственно связано с исполнительской, педагогической, административной и композиторской деятельностью. Уделяется также внимание творческому окружению музыканта. В заключение делается вывод о масштабной музыкальной деятельности Гнесиной, внесшей неоценимый вклад в создание отечественной педагогической школы и профессионального музыкального образования, что подтверждается созданием ею комплекса учебных заведений. Подчеркивается значение педагогических методов Е. Ф. Гнесиной, которым посвящены ее многочисленных учебные пособия, и роль композиторского творчества, обращенного к сочинению музыки для детей.
Не иссякает интерес к личности и наследию Н. А. Римского-Корсакова. Разные полюсы его художественных идей словно бы настоятельно требуют все более глубокого толкования, современного подхода, выхода за пределы изученного. Во вневременном масштабе пристально рассматриваются его наследие и все более расширяющиеся круги влияний музыки мастера, его «диалоги» с композиторами прошлого и с современниками, новаторские принципы мышления Н. А. Римского-Корсакова, его «неизвестные» мемуары (Летопись); осмысливаются заманчивые вопросы символов и топосов, стилевых аллюзий в музыке композитора, рецепции его сочинений, философско-религиозные основы, мифопоэтика и многое другое. Исследовательский корпус довольно объемен, в нем важное место занимают коллективные труды, в их числе: «Н. А. Римский-Корсаков. К 150-летию со дня рождения и 90-летию со дня смерти»: сб. статей. М., Московская гос. консерватория, 2000; «Н. А. Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе»: сб. статей. СПб, 2010; «Триумф русской музыки: Римский-Корсаков - окно в мир»: сб. статей. СПб., 2016. Наконец, назову изданную новую редакцию тематического каталога звукозаписей в фонодокументах РГА ФД к 180-летию композитора (2023). Автор настоящей статьи, изучая в разные годы материалы и рукописи учеников Римского-Корсакова - А. К. Лядова, М. М. Ипполитова-Иванова, композитора Петербургской школы Г. Н. Попова, обобщает некоторые вопросы, накопившиеся в современном фонде знаний о композиторе, останавливаясь на теме «Н. А. Римский-Корсаков и его последователи».
В центре исследования — музыкальные произведения современного московского композитора Михаила Броннера (1952 г.р.), отражающие тему Холокоста: «Еврейский реквием» и «Долгое возвращение (Книга песен)», созданные для хорового театра. В статье анализируется проблема контакта европейской, русской, еврейской культур на примере этих произведений на разных уровнях: художественного содержания; жанрового определения (Еврейский реквием); тематизма, определяющего звуковую ауру. Обозначена позиция композитора в выборе языка текста для вокальных и инструментальных произведений, проанализировано соотношение музыки и слова: тексты песен на идиш («Долгое возвращение»), идиш и иврите («Еврейский реквием» — поэма Хаима Нах мана Бялика «Город резни», переведенная на идиш словами из дневника Анны Франк; псалмы на иврите). Анализ музыкальных произведений показал, что в «Еврейском реквиеме» преобладающей культурой является славянская, а в сборнике песен «Долгое возвращение» — еврейская. Формы проявления контакта культур в «Еврейском реквиеме» осуществлялись путем диффузии («сглаживания» звуковых формант), а в хоровой опере «Долгое возвращение» — путем транскультурации.
В статье рассматривается жанровый канон баллады и его отражение в фортепианном opus’ е Ц. А. Кюи «Утес» из цикла «В Аржанто». Раскрывается история возникновения произведения. Отмечается влияние программного содержания, сюжета на драматургию и композицию сочинения. Подчеркивается роль анаграммы AGEEA ( ArGEntEAu ), совпадающей с названием замка Аржанто в Бельгии. Произведение Кюи анализируется с точки зрения соответствия параметрам жанрового канона баллады на уровне содержания, драматургии, формы, внутрижанровой структуры, средств музыкальной выразительности. Выявляются особенности музыкальной драматургии и композиции сочинения, обусловленные спецификой обобщенно-сюжетной программности и в целом разворачивающимся музыкальным сюжетом, итогом которого становится типичная для жанрового канона баллады трансформация исходных тем-образов. Определяются интонационные источники тематизма баллады и прослеживается их судьба в произведении. Акцентируются композиционные принципы свободной (смешанной) композиции на основе сложной трехчастной формы в синтезе со свободной вариационностью, сонатностью, концентричностью. Особое внимание уделяется методам монотематизма и лейттематизма, а также внутрижанровому синтезу и театральности как типологическим свойствам поэтики жанра баллады. В то же время раскрываются специфические черты их трактовки композитором.
Чарлз Айвз (1874-1954) - выдающийся американский композитор, органист, пианист, лауреат Пулитцеровской премии, один из родоначальников американской национальной музыки. В контексте традиционной музыки фортепианный стиль Айвза приобретает свежесть и инновационность благодаря использованию современных техник письма. На примере «Трех четвертитоновых пьес для фортепиано» (1925) в статье прослеживается, как именно в творчестве Айвза отразились традиционные и новаторские черты композиции. В анализируемых пьесах была применена новая техника четвертитонового письма, основанная на микротоновых и микрохроматических интервалах, изучением которых в России занимались И. А. Вышнеградский и Н. Б. Обухов. Помимо инновационных методов в произведении используются типичные черты музыкального языка Айвза, такие как симметричные эпизоды, палиндромы, целотоновые лады, а также цитирование американских и французских гимнов и патриотических песен. В качестве материала для публикации использована статья композитора «Некоторые четвертитоновые впечатления», которая впервые была опубликована в марте 1925 года в журнале Франко-американского музыкального общества. Статья Айвза, ранее не публиковавшаяся на русском языке, является важным документом, в котором композитор дает теоретическое обоснование своей новаторской четвертитоновой системы.
Статья посвящена теме стандартизации высшего образования в России, происходящей в период с начала 90-х годов ХХ столетия по настоящее время. Присоединение России к Болонскому процессу определило ключевые направления переформатирования содержания и организации образовательного процесса, целью которого стало формирование групп базовых и профессиональных компетенций. На данном этапе особое внимание уделяется мерам, направленным на обеспечение доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). История развития государственных стандартов рассматривается в контексте подготовки специалистов по звукорежиссуре. В этом ракурсе анализируются требования госстандарта к образовательным организациям в части подготовки абитуриента при поступлении в вуз, а также требований к итоговой государственной аттестации выпускника. В научной литературе представленная проблема освещена недостаточно, а монографические исследования, обращенные к данной теме, отсутствуют. Профессиональное образование в России за последние десятилетия проходит сложный путь реформирования. Корреляция исторического опыта профобразования и инновационных научно-педагогических знаний в этой области предоставляет возможность сохранить лучшие традиции отечественной педагогической мысли, а также вырабатывать новые подходы к оптимизации образовательной деятельности на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
В статье впервые раскрываются основные исторические этапы становления российской композиторской педагогики. Освещен вклад первых консерваторий России в Петербурге и Москве в развитие музыкального образования. Сделан системный анализ российских учебников по композиции М. Ф. Гнесина, О. А. Евлахова, Е. И. Месснера, С. М. Слонимского и даны сравнения с «Основами музыкальной композиции» Арнольда Шенберга. Рассмотрен вклад в воспитание творческой молодежи одного из ведущих педагогов-мастеров, профессора Московской консерватории Евгения Кирилловича Голубева (1910- 1988) - ученика и последователя Н. Я. Мясковского. Приведены воспоминания Голубева из его дневниковых «Алогизмов», раскрывающие эстетические взгляды композитора и сущность его педагогического метода. Выполнен анализ стилистических особенностей методов композиции учеников Голубева, среди которых Г. Шантырь, Т. Николаева, А. Холминов, А. Эшпай, Т. Кулиев, Г. Григорян, А. Шнитке, А. Исакова, К. Баташов, И. Красильников, А. Головин, А. Кобляков, Ю. Воронцов и многие другие. Е. К. Голубев, развивая традиции своих великих предшественников - Римского-Корсакова, Мясковского, Танеева, Прокофьева и др., - создал одну из самых значительных композиторских школ в России. Традиции его школы прорастают в новых поколениях музыкантов.