Архив статей журнала
Не иссякает интерес к личности и наследию Н. А. Римского-Корсакова. Разные полюсы его художественных идей словно бы настоятельно требуют все более глубокого толкования, современного подхода, выхода за пределы изученного. Во вневременном масштабе пристально рассматриваются его наследие и все более расширяющиеся круги влияний музыки мастера, его «диалоги» с композиторами прошлого и с современниками, новаторские принципы мышления Н. А. Римского-Корсакова, его «неизвестные» мемуары (Летопись); осмысливаются заманчивые вопросы символов и топосов, стилевых аллюзий в музыке композитора, рецепции его сочинений, философско-религиозные основы, мифопоэтика и многое другое. Исследовательский корпус довольно объемен, в нем важное место занимают коллективные труды, в их числе: «Н. А. Римский-Корсаков. К 150-летию со дня рождения и 90-летию со дня смерти»: сб. статей. М., Московская гос. консерватория, 2000; «Н. А. Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе»: сб. статей. СПб, 2010; «Триумф русской музыки: Римский-Корсаков - окно в мир»: сб. статей. СПб., 2016. Наконец, назову изданную новую редакцию тематического каталога звукозаписей в фонодокументах РГА ФД к 180-летию композитора (2023). Автор настоящей статьи, изучая в разные годы материалы и рукописи учеников Римского-Корсакова - А. К. Лядова, М. М. Ипполитова-Иванова, композитора Петербургской школы Г. Н. Попова, обобщает некоторые вопросы, накопившиеся в современном фонде знаний о композиторе, останавливаясь на теме «Н. А. Римский-Корсаков и его последователи».
В статье впервые раскрываются основные исторические этапы становления российской композиторской педагогики. Освещен вклад первых консерваторий России в Петербурге и Москве в развитие музыкального образования. Сделан системный анализ российских учебников по композиции М. Ф. Гнесина, О. А. Евлахова, Е. И. Месснера, С. М. Слонимского и даны сравнения с «Основами музыкальной композиции» Арнольда Шенберга. Рассмотрен вклад в воспитание творческой молодежи одного из ведущих педагогов-мастеров, профессора Московской консерватории Евгения Кирилловича Голубева (1910- 1988) - ученика и последователя Н. Я. Мясковского. Приведены воспоминания Голубева из его дневниковых «Алогизмов», раскрывающие эстетические взгляды композитора и сущность его педагогического метода. Выполнен анализ стилистических особенностей методов композиции учеников Голубева, среди которых Г. Шантырь, Т. Николаева, А. Холминов, А. Эшпай, Т. Кулиев, Г. Григорян, А. Шнитке, А. Исакова, К. Баташов, И. Красильников, А. Головин, А. Кобляков, Ю. Воронцов и многие другие. Е. К. Голубев, развивая традиции своих великих предшественников - Римского-Корсакова, Мясковского, Танеева, Прокофьева и др., - создал одну из самых значительных композиторских школ в России. Традиции его школы прорастают в новых поколениях музыкантов.