Архив статей журнала
Духовный опыт прошлого играет огромную роль в жизни и творчестве человека. Его постижение осуществляется сквозь призму настоящего, образуя дихотомию памяти и забвения. В статье рассматриваются инструментальные опусы композиторов конца XX - начала XXI века, главной темой которых является стремление воплотить уникальную способность художника выстраивать концепцию посредством заимствования «чужого слова». Оригинальные подходы композиторов во многом обусловлены эстетикой пост- и метамодернизма, провозглашающей быстрое присвоение и смешение в одном сочинении традиций и стилей, интра- и экстрамузыкальных компонентов, в роли которых выступает музыка, слово, живопись. Авторов-постмодернистов привлекает способность в воспоминании пересекать границу настоящего и прошлого, объединять реальный и сакральный миры, сталкивать светское и духовное, высокое и низкое. В статье осуществлена попытка систематизации сочинений композиторов с заимствованиями из близкого и далекого прошлого посредством теории музыкального текста, разработанной отечественными музыковедами…