Архив статей журнала
В настоящей работе представлен обзор литературы, оценивающий возможности использования антропометрии и антропометрических индексов на современном этапе развития науки и медицины с учетом персонифицированного подхода к прогнозированию показателей жизни и здоровья различных групп населения. Для подготовки данного обзора был проведен анализ литературы базы PubMed за 2022–2023 годы по ключевым словам «антропометрия», «индекс массы тела». Из 643 первично отобранных источников в финальный вариант данного обзора включены 44. Использование индекса массы тела представляется экономически выгодным, актуальным и простым способом для применения в научных исследованиях, профилактической и клинической медицине и персонифицированном подходе к решению широкого спектра задач.
Исследование антропометрических показателей и компонентного состава тела раз- личных категорий населения позволяет осуществлять мониторинг физического развития, проводить оценку здоровья и своевременную разработку профилактических мероприятий. Цель исследования – оценить динамику показателей компонентного состава тела курсантов военного вуза в период обучения с 1-го по 6-й курс. Материал и методы. Обследовано 387 курсантов мужского пола за период их обучения с 1-го по 6-й курс. Компонентный состав тела определяли методом биоимпедансометрии. Результаты. Показано, что на протяжении первых двух лет обучения (лица 17–18 лет) отмечалось увеличение мышечной массы туловища на 13,8%, массы мышц верхних конечностей – на 11,4% и нижних конечностей – на 6,1%, что объясняется наличием интенсивных физических нагрузок. При этом в течение первого года обучения определялось незначительное увеличение жирового компонента туловища (5,4%). На третьем– четвертом годах обучения отмечалась стабилизация сформировавшихся мышечной и жировой масс туловища и конечностей, характерных для переходного периода от юношеского к зрелому возрасту. Указанные тенденции продолжали нарастать на протяжении 5-го года обучения, однако уровень основного обмена веществ на протяжении всего обучения достоверно не изменялся. На 6-м году обучения, по отношению к моменту поступления в военный вуз, установлено общее увеличение мышечного компонента туловища на 17,2%, мышечной массы верхних конечностей – на 15,8%, нижних конечностей – на 9,6%. За 6 лет обучения содержание жира в туловище увеличилось на 8,2%, жировая масса верхних и нижних конечностей – на 7,5% и 8,0% соответственно, уровень висцерального жира возрос на 9,3 %, жизненная емкость легких - на 12,2%. Заключение. Вышеперечисленные преобразования, очевидно, обусловлены продолжающимся ростом здорового организма. Сниженные адаптационные сдвиги в период обучения на 3–4-м годах обучения могут быть скорректированы за счет увеличения физических нагрузок, режима и калорийности питания.