ISSN 2220-802X
Языки: ru · en

СЕВЕР И РЫНОК: ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОРЯДКА

Архив статей журнала

ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРИСУТСТВИЯ РОССИИ В АРКТИКЕ (2024)
Выпуск: № 2 (84), Том 27 (2024)
Авторы: Козьменко Сергей Юрьевич, Козьменко Арина Сергеевна

Важнейшей тенденцией, определяющей контуры развития Арктики, является феномен глобального потепления, который, по существу, устанавливает и корректирует систему международных отношений на экономическом атласе современного мира в новых геополитических условиях. В этот период формируется арктическое пространство, открытое для освоения природных, в основном энергетических, ресурсов и построения новых коммуникационных сетей, что в совокупности является основанием для развития Арктики в контурах России как великой морской державы. Изменение позиционирования Арктики в контурах новых геополитических условий развития России определяет актуальность разноплановых научных исследований, цели и направления последних. Экономическое присутствие России в Арктике является функциональной доминантой стратегического планирования в пределах актуальных горизонтов 2024–2030 и 2035 гг. и непосредственно определяется динамикой образования / таяния арктического льда наряду с достижением плановых показателей развития Северного морского пути (СМП). Поэтому в этой статье авторы пытаются ответить на практический вопрос: насколько феномен глобального потепления является перманентнымс позиций пространственной организации круглогодичной навигации по СМП для обеспечения рациональной экономической морской деятельности в этом регионе? Современная морская доктрина 2022 г. определяет Россию как великую морскую державу, при этом среди региональных направлений национальной морской деятельности Арктика занимает лидирующие позиции, поскольку только в этом регионе отчетливо проявляются контуры морского величия страны. Результативность экономической морской деятельности в Арктике воплощается в возрастающей динамике грузооборота СМП, который формируется за счет реализации отечественных инвестиционных, в основном энергетических, проектов. Это на фоне складывающихся циклических колебаний образования / таяния арктического льда и составляет особенности мореплавания по СМП в современных геополитических и экономических условиях.

Сохранить в закладках
ПОТЕНЦИАЛ И ВОЗМОЖНОСТИ ОСВОЕНИЯ УГОЛЬНЫХ ЗАПАСОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ (2024)
Выпуск: № 2 (84), Том 27 (2024)
Авторы: Иванова Медея Владимировна

Работа посвящена вопросам освоения угольных месторождений в западной части Арктики России. Традиционно арктическая экономика строилась на минерально-сырьевой базе. Научно-технические достижения в области освоения арктических ресурсов позволили организовать добычу на более труднодоступных и отдаленных от центра территориях Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), а также на арктическом шельфе. Во многом это стало возможно благодаря проактивной стратегической политике государства и сотрудничеству с западными партнерами. Однако современная геополитическая ситуация оказывает влияние на возможности реализации многих арктических проектов. Возникают новые экономические вызовы, связанные как с переориентацией на новые рынки сбыта, так и с техническими и технологическими проблемами, что требует адаптации арктических ресурсных проектов к сложившейся ситуации. Наиболее уязвимы, как показывает анализ, угольные проекты, особенно ориентированные на экспорт. Поэтому целью исследования стало выявление основных процессов, связанных с реализацией новых угольных проектов на современном этапе. Исследование территориально охватывает западную часть российской Арктики, в качестве объекта выступают угольные проекты, потенциально взаимосвязанные с развитием Северного морского пути (СМП) и его инфраструктурой. Сделан обзор состояния угольных месторождений анализируемой части арктического региона. Рассмотрены взаимосвязи между нормативными документами в части реализации арктических угольных проектов, а также последствия и риски освоения нового Сырадасайского месторождения, расположенного в арктической части Красноярского края, в новых условиях.

Сохранить в закладках
ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОМОХОЗЯЙСТВ АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА МИКРОУРОВНЕ (2024)
Выпуск: № 3 (85), Том 27 (2024)
Авторы: Чапаргина Анастасия Николаевна

Оценка финансовой безопасности домохозяйств неразрывно связана с вопросами формирования финансовых ресурсов и анализа направлений их использования. Целью исследования стала оценка финансовой безопасности домохозяйств арктических регионов РФ на микроуровне. Основными задачами выступили изучение подходов к определению и оценке финансовой безопасности домохозяйств; разработка авторской системы коэффициентов определения ее уровня; апробация ее на арктических регионах в динамике; выявление общих рисков и угроз финансовой безопасности в рассматриваемых регионах. Анализ исследований по финансовой безопасности домохозяйств позволил систематизировать подходы различных авторов к определению и оценке этого понятия, а также сформировать собственное видение его сущности. Финансовая безопасность домохозяйств носит двойственный характер оценки. С одной стороны, она оценивается с позиции личных финансовых ресурсов конкретного домохозяйства, его способности покрывать текущие расходы, формировать сбережения и преодолевать неожиданные финансовые потрясения. С другой стороны, она играет роль ресурса для обеспечения финансовой безопасности региона в целом, влияя на стабильность его социально-экономического развития. Для всестороннего анализа финансовой безопасности домохозяйств было предложено выделить управляемый и неуправляемый уровни. Результаты анализа с помощью коэффициентов выявили дифференциацию арктических регионов: три региона — повышенный уровень безопасности, два — критический, остальные — умеренный. Определены основные угрозы финансовой безопасности для каждого региона. Установлено, что общей проблемой для всех регионов остается низкая покупательная способность денежных доходов. Показано, что домохозяйства готовы направить свой сформированный финансово-инвестиционный потенциал в инвестиционную сферу региона только после обеспечения собственной безопасности, требующей постоянного мониторинга их текущего финансового состояния. Отмечено, что не последнюю роль в обеспечении финансовой безопасности домохозяйств играет государство. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов в качестве научной базы для разработки и корректировки региональных социально-экономических программ развития.

Сохранить в закладках
НЕФОРМАЛЬНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГОРОДСКИХ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ) (2024)
Выпуск: № 3 (85), Том 27 (2024)
Авторы: Секушина Ирина Анатольевна, Лебедева Марина Анатольевна

Статья посвящена исследованию неформального участия населения в развитии малых и средних городов Европейского Севера России. Изучены два основных аспекта: эффекты от работы некоммерческих организаций (НКО) и активность жителей в социальных сетях, в том числе при обсуждении и решении существующих местных социально-экономических проблем. Выявлено, что деятельность НКО открывает достаточно широкие возможности для решения тех вопросов местного значения, с которыми жители обращаются в городские администрации. В результате анализа официальных страниц органов местного самоуправления рассматриваемых городов в социальной сети «ВКонтакте» выявлено, что их жители по сравнению с населением крупных городов в большей степени вовлечены в диалог с органами местной власти, более явно демонстрируют лояльность к публикуемому контенту, а также активнее распространяют заинтересовавшую их информацию. Определено, что жители малых и средних городов активно обсуждают городские проблемы в неофициальных городских сообществах в соцсетях и участвуют в различного рода общественно полезных мероприятиях, но в случаях, если они организованы другой стороной. При этом уровень самоорганизации жителей для решения общегородских проблем остается на достаточно низком уровне. Вместе с тем установлено, что при решении личных бытовых проблем горожане активно практикуют коммуникацию через городские сообщества. Более того, судя по активному отклику в комментариях на призывы помочь, можно сделать вывод о высоком уровне доверия между горожанами. Научная новизна работы состоит в расширении существующей методологии исследования неформального участия населения в процессах управления развитием малых и средних городов через такие формы, как НКО и городские интернет-сообщества.

Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА МАГАДАНА В УСЛОВИЯХ ПЛАНОВОЙ И РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ (1960–2020 ГГ.) (2024)
Выпуск: № 4 (86), Том 27 (2024)
Авторы: Гальцева Наталья Васильевна, Фавстрицкая Оксана Сергеевна, Шарыпова Ольга Анатольевна

Развитие российских северных городов и уникальность их трансформации в постсоветский период — интересный объект для исследования как с позиции определения общих тенденций, так и с позиции выявления специфических особенностей. Северные города относительно центральных и южных более молодые, однако они являются опорными точками для освоения стратегических территорий, в том числе арктических. Один из таких городов на Дальнем Востоке — город Магадан. В исследовании впервые проведён комплексный анализ основных отраслей экономики города Магадана, оценён опыт управления и эффективность государственной поддержки в условиях разных экономических укладов — в 1960–2020 гг. Цель исследования — оценить результаты социально-экономического развития города Магадана и определить основные причины смены его траектории в условиях плановой и рыночной экономики. Применялись методы историко-экономического, статистического и сравнительного анализов, метод графической визуализации, были использованы элементы системного анализа. Изучены и впервые введены в научный оборот архивные данные, характеризующие социальное и экономическое развитие города за 1960–1990 гг.

В результате анализа установлено, что период плановой экономики развитие города характеризуется масштабным ростом и комплексным развитием всех отраслей и сфер деятельности, увеличением численности населения на фоне экономической привлекательности проживания, обеспечиваемой государством за счёт северных льгот. Итогами развития в рыночных условиях являются: сокращение масштабов экономики, падение уровня жизни до среднероссийского в связи утратой стимулирующих функций северных льгот, миграция из районов области в областной центр, сохраняющийся отток населения. Динамично развивающийся в плановой экономике город в рыночной стал относиться к группе убывающих городов. Основные причины произошедших изменений — смена основных принципов управления в условиях плановой и рыночной экономики, утрата эффективности механизма северных льгот.

Результаты исследования могут представлять интерес при разработке стратегий социально-экономического развития северных и северо-восточных городов, а также государственных программ по их поддержке. В дальнейшем усилия будут направлены на поиск адекватной модели «умного сжатия».

Сохранить в закладках